Мы продолжаем рассказывать об известных железнодорожных династиях Унечи. Сегодня речь пойдет о двух династиях Курашовых.
Идея строительства Полесской железной дороги, 6-ой участок которой соединил два старинных города Брянск и Гомель, на равном удалении от которых расположилась наша станция, возникла в конце XIX века в связи с обострившейся внешнеполитической ситуацией.
Первый камень будущей станции был заложен недалеко от реки Унеча в сентябре 1885 года. Приблизительно в это время и появился в наших краях артельный староста из деревни Робчик Кузьма Курашов. Он вместе со своим братом принял участие в строительстве дороги. Уровень технической оснащенности строителей-железнодорожников того времени был весьма низок, всё делалось практически вручную. Неимоверными усилиями строителей дорога была построена в срок, и 8 августа 1887 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог.
Всего на нём было 11 железнодорожных станций, в том числе и станция третьего класса Унеча. Брата Кузьмы Курашова назначили начальником станции Жудилово.
Пять сыновей Кузьмы: Георгий, Антон, Петр, Демьян, Иван и его дочь стали железнодорожниками, более того, все сыновья были машинистами.
В годы второй пятилетки (1933-37гг.) Унечское депо, где работали братья, не только успешно справляется с постоянно возрастающими перевозками, но и добивается высоких скоростей при вождении поездов, экономии топлива и материальных ресурсов. Паровозные бригады активно включались в кривоносовское движение.
За ударный труд и активное участие в стахановско-кривоносовском движении в 1936 году машинисту Георгию Курашову была вручена правительственная награда. По всей Белорусской дороге, к которой тогда относилось и депо Унеча, гремела слава о братьях Курашовых.
Летом 1937 года машинист Георгий Курашов, закончивший к этому времени железнодорожную академию НКПС, уходя на должность начальника депо Унеча, передал свой паровоз СО-17 №601 брату Антону.
Экипажи молодых машинистов Антона, Демьяна и Петра Курашовых были инициаторами социалистического соревнования в депо, являлись примером во всём. Тяжеловесные поезда, которые вели братья по кольцу Унеча -Кричев - Хутор-Михайловский -Унеча, прибывали на станции всегда точно по графику.
Все братья имели прекрасный музыкальный слух, все играли в духовом оркестре при депо, все были трубачами. В годы Великой Отечественной войны все братья работали в эвакуации, водили поезда с ранеными, боеприпасами, оборудованием. К сожалению, пережить войну смог только один из легендарных братьев – Демьян Кузьмич.
Он родился в1913 году и прошел путь от кочегара до машиниста. После войны продолжил работать машинистом в родном депо. За свой самоотверженный труд был удостоен Ордена Ленина и нагрудного знака «Почетному железнодорожнику».
Передать детям в наследство любимую работу - почетно для железнодорожника. Рабочую эстафету от отца приняли сыновья Демьяна Кузьмича - в 1956 году Эдуард (1939-2006 г.), а в 1964 году - Виталий (1945 г.р.).
Виталий Демьянович за трудовую доблесть награждён орденом «Знак Почета». Продолжил он и музыкальную традицию семьи – стал играть в духовом оркестре, как его отец и дяди. Общий его стаж на железной дороге составил 33 года. Железнодорожником стал и муж его внучки Насти Павел.
Четвертым поколением железнодорожников Курашовых стал сын Эдуарда Демьяновича - Виталий. После окончания училища он тоже сел на локомотив, став помощником машиниста.
Удивительным образом сложилось, что в Унече образовалась еще одна славная династия Курашовых, причем никаким родством с упомянутой выше семьей не связанная. И здесь было пять братьев. И все тоже железнодорожники. Их называли Петровичи, чтобы не путать с Кузьмичами.
В 20-е годы прошлого века братья Курашевы: Михаил (1897 г.р.), Иван (1900г.р.), Алексей (1905г.р.), Илья (1908 г.р.) и Архип (1912 г.р.). приехали в Унечу из Жирятинского района, узнав, что в депо Унечи требуются работники.
Самым старшим из братьев и самым заслуженным был Михаил Петрович.
Он прошел сложный путь от железнодорожного рабочего до высшей ступени профессионального мастерства машиниста– инструктора. Был удостоен многих высоких правительственных наград, в т.ч. Ордена Ленина, Ордена Почета и высшей награды Министерства путей сообщения: нагрудного знака «Почетному железнодорожнику». Прожил он большую, насыщенную жизнь и умер в возрасте 90 лет, окруженный детьми и внуками.
Из троих его детей: Анны (1933 г.р.), Николая (1936 г.р.), Виталины (1938 г.р.), только сын Николай связал свою жизнь с железной дорогой: закончил БИИЖТ, работал на строительстве мостов и тоннелей в Домодедово, Калининграде. В Совете Министров РСФСР был заместителем председателя по строительству.
Членом династии Курашовых стал зять Михаила Петровича, муж дочери Виталины Михайловны - Шестаков Анатолий Геннадьевич, 1938 года рождения. Он окончил железнодорожное училище, долгое время работал машинистом. Внук по этой же линии Андрей Анатольевич– 1970 года рождения также окончил железнодорожное училище и перед поступлением в МИИТ поработал машинистом. В МИИТе получил специальность инженера по эксплуатации магистральных тепловозов. Работал заместителем генерального директора ООО «Статусстрой». К сожалению их уже нет с нами.
Внучка Михаила Петровича Ирина – 1962 года рождения, окончила экономический факультет МИИТа и работала главным бухгалтером Могилевского отделения железной дороги.
Её муж – Мартынов Сергей Петрович – заместитель начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству.
Их дети, т.е. правнуки Михаила Петровича, Максим и Михаил – оба тоже окончили железнодорожные вузы, один из них работает по специальности в Минском отделении дороги.
Железнодорожная династия Курашовых – Шестаковых - Мартыновых продолжается уже в четвертом поколении!
На улице Горького в Унече стоит скромный деревянный дом, в котором сейчас проживает дочь Михаила Петровича Виталина Михайловна. Она хранит память обо всех, кто жил в нём и трудился на благо родного города и Отечества. Сюда часто приезжает дочь Ирина, гостят внуки.
Коротко об остальных братьях Курашовых. Илья погиб на фронте. Остальные братья много лет отработали в локомотивном депо Унеча, Иван - вызывным дежурным по депо,
Алексей и Архип прошли путь от кочегара до машиниста.
Сын Архипа Владимир тоже пошел по стопам отца, стал машинистом.
И внук Архипа Геннадий Ященко, сын его дочери Марии, стал железнодорожником, работает в Москве.
Дочь Ивана Мария всю жизнь до пенсии работала проводницей пригородных поездов.
На сегодняшний день железнодорожная династия Курашовых насчитывает пятнадцать человек!
Курашовы - гордость Унечи!