Главная » Архив материалов
« 1 2 3 4 5 6 ... 122 123 »

В прошедшие выходные гостями нашего города стали группа молодых людей из Брянска, Орла и Орловской области. Директором Унечского краеведческого музея Голик Н.А. для них была организована экскурсия не только по нашему городу, но и в усадьбу первого министра просвещения России П.В.Завадовского Ляличи.

Гости с удивлением узнали о том, что человек, столько сделавший для создания системы светского образования в России, оказывается, родился в небольшом унечском селе Красновичи. Они восхитились масштабом и красотой графской усадьбы и в то же время опечалились её нынешним состоянием.
Экскурсантам повезло встретиться в усадьбе с заведующей Ляличской библиотекой Арефиной Т.И., которая открыла для них церковь и с удовольствием дополнила экскурсию своими интересными рассказами.

Просмотров: 38 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.05.2022 | Комментарии (0)

Заканчивается учебный год, а с ним и музейные уроки для наших друзей – первоклассников.

Итоговым занятием, для учащихся 1«а» класса школы №3 (классный руководитель Колобашкина М.Н.) стало путешествие в сказку. Для этого класс разделился на две команды – команда мальчиков и команда девочек, участники выбрали себе капитанов и названия.

Им предстояло вспомнить героев русских народных сказок и мультфильмов, их песни и приключения.

После первого же конкурса вперёд вырвались девчонки, которые вспомнили и имя самого дружелюбного кота на свете, и как звали мальчика-луковичку, и кого испугался Крошка-енот в пруду. Но мальчики не сдавались, в следующем конкурсе успешно вспомнили волшебные заклинания из разных сказок. Но к заключительному конкурсу девочки опять уверенно лидировали. А уж за завершающую песню из любимого мультфильма заработали заслуженные аплодисменты. Победа и сладкий приз достались команде девочек, но они великодушно угостили ребят конфетами. В общем, победила дружба!

Желаем всему классу и классному руководителю солнечного лета и весёлого отдыха!

Просмотров: 38 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.05.2022 | Комментарии (0)

19-20 мая директор Унечского краеведческого музея Голик Н.А. приняла участие в международном научно-просветительском форуме «Русские традиции бытовой лингвокультуры в славянском пограничье», который был организован в Новозыбковском филиале БГУ при поддержке Фонда «Русский мир».

В четырехдневном форуме приняли участие ученые – филологи, историки, педагоги из России, Белоруссии, Молдовы, Китая и Донецкой народной республики. Все 4 дня были насыщены самыми разными по форме мероприятиями: пленарными заседаниями и работой в секциях, этнографо-диалектологическим интернет-семинаром и выездной экскурсионной программой, мастер-классами ученых славистов, мастерской ремесленников и презентацией календаря «Окна Пограничья».

Наталья Александровна выступила в секции «Предметный мир и повседневный уклад жизни населения Восточного Полесья в XX- XXIвв.» и сделала сообщение на тему «Крестьянский труд и отдых: сравнение традиций конца 19 и середины 20 вв. (по материалам писательницы-фольклористки  М.Н.Косич и воспоминаниям жителей Унечского района)". В своём выступлении она представила традиции труда и отдыха крестьянского населения юго-западной  Брянщины, которое наша землячка - этнограф 19 века М.Н.Косич считала особым народом – литвинами-белорусами. На основе бесед с местными старожилами в статье также дан анализ  традиций, сохранившихся в деревнях края к сер.20 века.

С этой статьёй вы можете ознакомиться на сайте Унечского краеведческого музея по ссылке: https://museum-unecha.ucoz.net/publ/issledovanija/issledovanija/krestjanskij_trud_i_otdykh_sravnenie_tradicij_konca_19_i_serediny_20_vv/2-1-0-190

В унечскую делегацию форума вошли также мастера-ремесленники Унечского района – Народный мастер Брянской области керамист Мысливченко А.Л. и мастерица-кукольница Шило В.Н., которые организовали для его участников выставки своих работ и интересные мастер-классы.

Просмотров: 35 | Добавил: unechamuzey | Дата: 24.05.2022 | Комментарии (0)

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену

Продержались, выжили, смогли!

Валентин Салит.

          «Продержались, выжили, смогли», - эти слова относятся и к моей героине, имя которой Татьяна Васильевна Кузьменок. Ей сейчас 85 лет, но эта красивая женщина с необыкновенными голубыми глазами и мягкими чертами лица так скромна и мила.

          Татьяна Васильевна принадлежит к поколению детей войны, которым вместо счастливого детства была уготована иная судьба. Она хлебнула горе полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для неё с началом жизни.

          Родилась Татьяна в дружной и любящей семье Мармылёвых. Отец, Василий Петрович, встретился со своей будущей женой в деревне Коржовка, девушка ему сразу понравилась, и вскоре он сделал ей предложение.

          Мама, Евдокия Афанасьевна, была домохозяйкой, на её плечах лежали заботы о детях, которых в семье было трое. «Это была необыкновенно трудолюбивая женщина, умеющая стойко переносить все трудности», - вспоминает Татьяна Васильевна. Молодые жили дружно, сами построили дом, радовались появлению деток, а в семье их было трое.

          Моя собеседница с особой теплотой вспоминает, как они встречали отца с работы, бежали к нему навстречу. Он брал её и брата на руки, а старшую сестру за руку и так входили в дом. «Как уютно и защищено чувствовали мы в этих сильных и тёплых руках!» - говорит Татьяна Васильевна.

          Но счастье длилось недолго: 22 июня 1941 года в нашу страну ворвалась война. Сразу краски померкли, с лиц исчезли улыбки, в глазах всё больше появлялось тревоги.

          Отец ушёл на фронт, а дети остались с матерью. Старшей дочери было 7 лет, Татьяне – 4 года, а брату Мише только годик исполнился. Какие нужны были недюженные силы, чтобы ждать мужа, от которого не было никаких вестей, и поднимать детей!

          Родной дом, построенный с такой любовью, пришлось покидать, так как немцы в нём разместили аптеку, потому что в школе №1, которая была напротив, расположился немецкий госпиталь. Семья перебралась в деревню Коржовка, так как там жила мама Евдокии Афанасьевны.

          Пришли туда вместе с коровой, принесли с собой кур. Эта корова спасла семью от голода. Однажды её хотели украсть из сарая, но удалось её отбить, с той поры на ночь корову заводили в коридор.

          Надо было выживать, поэтому спасали огороды. В лесу выжигали деревья и на этом месте садили просо, которое потом шло в пищу. Хлеба почти не было. Вместо него использовали траву, лебеду, крапиву, из которых делали «пирожки». Когда убирали картошку, то из неё делали крахмал, который заваривали молоком. Получался густой кисель. Благодаря корове семья выжила. Днём корову прятали в лесу, чтобы её не отобрали. Жили замкнуто. От тяжёлых дум спасали дети и работа. От бомбёжек спасались в окопчике, который вырыла мама, и нам, детям, было приказано в случае опасности там прятаться.

          В Коржовке жили два года. Вернулись домой, когда Унеча была освобождена. Стали ремонтировать свой дом и здесь помог очень дядя, который работал в вагонном депо и был мастером на все руки.

          Пришло время детям идти в школу, в классе собирались разновозрастные дети. В классах штукатурка была отбита, парты были сначала старые, а потом их заменили.

          Дети были голодные, но государство и в таких условиях заботилось о детях. На одной из перемен выдавали кусочек хлеба. Все мечтали получить корочку, так как её можно было сосать, поэтому казалось, что хлеба тебе досталось больше.

          Первой учительницей была Пуль, имени и отчества Татьяна Васильевна не помнит. Она была невысокого роста, полненькая и очень добрая.

          Одежды у детей особой не было, родители всё перешивали, штопали, носили всё до дыр. Особенно трудно было с обувью. Танюшу мама в школу носила на спине, чтобы она не промочила ноги, обутые в тапочки, которые сшила мама из старого сукна. Мы берегли свою школу, старались не грязнить пол, поэтому все игры были на улице. Особенно любили игру «ручеёк», - вспоминает моя собеседница.

          Сестра Нина закончила 7 классов и поступила в Гомельский железнодорожный техникум. Брат Миша после семилетки учился в железнодорожном училище и связал свою жизнь с железной дорогой. Татьяна окончила 10 классов и пошла работать на почту. Продолжать учиться не могла, так как мама изо всех сил старалась помочь старшей дочери получить образование.

          Несмотря на трудности жизни, Татьяна Васильевна вспоминает, как они ходили на танцы в клуб им. 1 Мая. Им было всё равно под какую музыку танцевать, лишь бы была музыка. А ещё в памяти демонстрации на 1 Мая и 7 ноября. В колонне царило торжественное настроение, все улыбались, радовались. И поездки в Павловку на помощь колхозу сегодня воспринимаются по-иному.

          Татьяна была очень внимательным и трудолюбивым работником, старалась вникнуть в премудрости бухгалтерской работы. Трудилась Татьяна Васильевна ответственно, её фотография была занесена на районную Доску Почёта, награждалась Почётными грамотами, денежными премиями. Её трудовой стаж – 42 года, и когда ушла на пенсию всё ещё помогала молодёжи в работе.

          Здесь же она встретила свою любовь. Её избранник, Фёдор Лаврентьевич Кузьменок работал в спецсвязи и не мог не обратить внимание на скромную и трудолюбивую девушку. Когда Татьяне исполнилось 18 лет, она вышла замуж. Молодые вначале жили с мамой, а потом начали строить свой дом. В семье родились дети, их было четверо: три дочери и сын. Младшая дочь, Татьяна, живёт в Москве, сын, Валерий, окончил военное училище. Офицер, воевал в Афганистане, сейчас в отставке, живёт в Сургуте и работает в нефтяной компании. Две старших дочери умерли от болезни, это огромная боль Татьяны Васильевны.

          Татьяна Васильевна – счастливая бабушка и прабабушка: у неё 6 внуков и 9 правнуков. Её внучка Елена, присутствовавшая при нашей беседе, вспоминает, как внуки любили бывать у бабули. В их небольшом доме всем было место. Бабушка пекла целое эмалированное ведро вкуснейших коржиков, ватрушек к вечеру оно пустело. А ещё был фирменный бабушкин супчик, который мы варим до сих пор. Спать укладывались на полу, и это было счастье! Радость, смех поселились в доме.

          А потом появились правнуки, и вновь нужна бабушка. Она собирала детей в школу и в сад, если их мамы работали во вторую смену, водила в школу. Внучка вспоминает, как бабушка с ними играла в прятки, всегда старалась жить их жизнью.

          До сих пор родительский дом является центром притяжения. К её дню рождения собирается большая семья Кузьменок, и, конечно, главная героиня праздника – Татьяна Васильевна. Она также приветлива и открыта для общения. Любовь к людям – основное качество моей собеседницы. Она с большой теплотой вспоминает своих коллег, с которыми перезванивается. Соседи для неё как родственники, которые всегда готовы прийти на помощь.

          Ухоженность дома, двора – всё говорит о большой любви и внимании родственников к маме, бабушке, прабабушке. Эту любовь и внимание она заслужила своей порядочностью, добротой, любовью к людям, несмотря на пережитое.

А.Я. Кузовлева

Кузьменок Татьяна Васильевна.

 

Просмотров: 46 | Добавил: unechamuzey | Дата: 21.05.2022 | Комментарии (0)

          В первом зале нашего музея на небольшом подиуме под старинными иконами располагается бронзовый колокол, который в своё время украшал колокольню церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Лыщичи. Первое упоминание об этом храме относится к 1628 году. Принадлежал он тогда Киево-Печерской лавре. В 1814 году в память о победе над Наполеоном вместо деревянного храма был построен каменный, в 1911 году на территории храма появилась и новая колокольня. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, такая судьба постигла многие храмы, были уничтожены десятки тысяч колокол, наш из их числа. Он с трещиной, у него утрачен голос.

          Что же собой представляют колокола и какова их история? Колокол – это металлический ударный инструмент, состоящий из полого купола, источника звука, и подвешенного внутри купола языка, издающего звук при ударе о купол. В Европе обычно раскачивают колокол, а в России – язык.

          Колокола появились очень давно, ещё в глубокой древности, у египтян. Употреблялись они в разных случаях: звон их призывал народ в храмы, извещал о времени, о нападении врага и выступлении войск в поход. В некоторых местах звонили в колокола, когда вели на казнь преступников, случался пожар в городе или смерть царя.

          На Руси колокола появились вместе с христианством. О новгородских колоколах упоминается в летописях с XI века. В 1558 году в Новгороде отлили колокол весом 70 пудов (1120 кг). До этого в 1342 году был отлит колокол для Софийского собора в Киеве.

          Колокола обычно отливали из так называемой колокольной меди, состоящей из 78% чистой меди и 22% олова. Но бывали примеры, когда колокола делали из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Китае хранится колокол, отлитый из чугуна в 1403 году.

          Колокола у нас существуют многих видов и названий; известны набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, золочёные и лыковые. Кстати, надписи на колоколах читаются справа налево.

          Первый из набатных колоколов висел в Москве в Кремле возле Спасских ворот, его ещё называли царским или сторожевым, в него звонили во время нашествия врагов, во время пожаров.

          Кроме набатных, были ещё колокола вестовые, они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах. Эти колокола звонили, когда к городу приближался неприятель.

          Вечевые колокола были в Новгороде и Пскове, они звонили и собирали народ на вече – народное собрание.

          Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т.е. красивый, весёлый. В Москве и сейчас есть церковь, которая так и называется «У красных колоколов», её колокола славятся мелодичным звоном.

          А еще были пленные колокола – колокола, захваченные у неприятеля (в частности, шведские колокола, польские и литовские) и лыковые – это обычные колокола, разбитые и связанные лыком.

Просмотров: 39 | Добавил: unechamuzey | Дата: 20.05.2022 | Комментарии (0)

100 лет назад 19 мая 1922 года в СССР появилась Всесоюзная пионерская организация. Решение об образовании движения приняли на 2-й Всероссийской конференции комсомола. Она перестала существовать после развала Советского Союза, но многие до сих пор с теплотой вспоминают времена, когда носили красные галстуки.

Год образования пионерской организации стал годом начала новой эпохи в жизни многих детей -  быть пионером стало так же почетно, как быть комсомольцем. Да и попасть в комсомольцы, не побывав пионером, позднее стало практически невозможно. Постепенно пионерская организация стала неотделима от социальной жизни страны.

Деятельность пионерских организаций была направлена на помощь комсомолу и взрослым: сбор металлолома и макулатуры, участие в смотре строя и песни, участие в тимуровском движении, участие во всесоюзных спортивных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба», проведение спортивно-военной «Зарницы», командные игры с мячом «Пионербол» и «Снайпер». Пионеры входили в ряды юных помощников инспекторов дорожного движения, а также в юношеские добровольные пожарные дружины. Были юными натуралистами. Организовывали «Зеленый патруль» (занимались охраной лесов), «Голубой патруль» (занимались охраной водных ресурсов).

Первая пионерская организация в Унече появилась в 1924 году. Через год на Брянщине насчитывалось около 15 тысяч пионеров.

С радостью вспоминаются костры и зарницы, которые дарили дух команды и ощущение сплоченности. Были хорошие времена и хочется не только их вспомнить, но и пожелать нынешнему поколению таких же насыщенных событиями и яркими эмоциями дней!

Школьный лагерь школы №18. 1947г.

 

Просмотров: 41 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.05.2022 | Комментарии (0)

18 мая в международный День музеев в выставочном зале Унечского краеведческого музея снова было многолюдно. Его гостями на этот раз стали ученики 4-в класса школы №3.

4 года ходили ребята вместе со своим педагогом Гуенковой Н.П. в музей по музейно-педагогической программе «Введение в краеведение». Более 30 интерактивных занятий было для них проведено директором музея Голик Н.А., и ни одно из них не было похоже на другое.

За это время школьники узнали, что такое музей, какие бывают музеи и как там нужно себя вести. Они познакомились с жизнью людей в первобытную эпоху, в славянские времена, в 19 и в недавнем 20 веке. Они услышали имена своих великих земляков, которыми гордится вся наша страна. Они увидели прекрасные усадьбы, храмы и монастыри Брянщины.

После каждого занятия ребята с удовольствием рисовали наиболее запомнившиеся им старинные предметы, события, их поразившие. Их рисунки составили настоящую выставку, по которой юные художники с удовольствием проводили мини-экскурсии.

А итоговая интеллектуальная викторина «Поле чудес», проведенная в этот день,  доказала, что ребята стали настоящими знатоками истории родного края.

Просмотров: 43 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.05.2022 | Комментарии (0)

Только раз в году бывает такая ночь. Ночь, когда завеса тайны приоткрывается и миру являются все тайны, спрятавшиеся в потаенных уголках исторических эпох.

14 мая Унечский краеведческий музей в двенадцатый раз принимает участие во Всероссийской акции «Ночь музеев», которая проводится под девизом «Больше, чем музей».

В июне этого года вся Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра Великого – первого Императора Российского государства – царя-новатора, царя-труженика, коренным образом изменившего историческое развитие страны. Именно поэтому главной темой ночи была выбрана петровская эпоха, с ее неповторимым колоритом и удивительными событиями. Собравшейся публике была представлена образовательно-развлекательной программа «В духе петровских ассамблей». В ходе этой программы зрители смогли узнать о том, что такое ассамблея и почему была так популярна в те времена. Познакомившись с интересными фактами и мифами из жизни Петра I, многие удивились, насколько разносторонним и неоднозначным был этот человек.

А проявив смекалку и всю полноту своих знаний, отвечая на каверзные вопросы, можно было получить сладкое вознаграждения с символикой города, который основал Петр I. Ну а полное погружение в эпоху можно было почувствовать, танцуя менуэт под звуки классических мелодий. Костюмированный мастер-класс по танцам давно ушедшей эпохи провела Валуева А.В.
Позитивные, яркие эмоции вызвали у зрителей театрализованные представления студий актерского мастерства «Перевоплощение» (рук. Валуева А.В.) и «Третий звонок» (рук. Таратонова О.В.). Они по-особенному украсили этот вечер, зарядив зал той самой атмосферой и духом петровского времени.

И, чтобы не говорили историки и исследователи, Петр 1 – уникальный правитель в истории России. И программа этой «Ночь музеев» еще раз доказала неоспоримость этого факта.

 

Просмотров: 40 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.05.2022 | Комментарии (0)

Вот и прошла самая длинная ночь для работников и посетителей музея – «Ночь музеев-2022». В этом году, совсем не случайно, главной темой ночи была выбрана петровская эпоха, ведь в июне вся Россия будет отмечать 350 лет со дня рождения Петра I.
В ходе образовательно-развлекательной программы зрители смогли узнать интересные факты и мифы о Петре I, проявить смекалку и всю полноту своих знаний, отвечая на каверзные вопросы, перенестись в XVIII век, танцуя менуэт под звуки классических мелодий.
Яркие эмоции вызвали у зрителей театрализованные представления, объединенные цитатой «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».
Спасибо всем, кто не испугался погодных условий и посетил этот прекрасный вечер.
Подробнее о прошедшем мероприятии в наших следующих публикациях.

Просмотров: 48 | Добавил: unechamuzey | Дата: 15.05.2022 | Комментарии (0)

История Унечи неразрывно связана с историей железнодорожного транспорта. Поэтому довольно многочисленными экспонатами в залах Унечского музея являются предметы, рассказывающие об устройстве станции и профессии железнодорожника.

Самый заметный и загадочный в этом ряду – жезлообмениватель, а если точнее - электрический жезловый аппарат с сигнальными жезлами. Что же такое жезлообмениватель и для чего он нужен?

Главное в работе железной дороги – безопасность. Об этом думали с самого зарождения железнодорожного транспорта, особенно на однопутных участках железных дорог. Старейшая сигнализация на железных дорогах – это семафоры. Однако одного семафора для регулирования движения поездов было недостаточно, даже во времена паровозов. Необходимо было такое устройство, которое гарантировало бы невозможность отправить поезд на занятый перегон. И был изобретён жезлообмениватель. Жезловая система обеспечивала безопасность движения, исключала одновременное пребывание на перегоне более одного поезда. Проще говоря, предотвращала лобовое столкновение поездов. На каждой из станций в начале и в конце перегона стояли вот такие жезловые аппараты, в которые вложены специальные металлические жезлы по 20 - 40 штук в каждом, обязательно чётное число. Жезл – это разрешение на въезд на перегон. Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать дежурному по станции прибытия. Извлечь из аппарата более одного жезла невозможно. За отправление со станции без жезла или провоз жезла дальше следующей станции машиниста ждало очень серьёзное наказание.

На железных дорогах России с конца XIX века применялась английская жезловая система Томсона, аппараты были громоздкие и ненадёжные. В 20-х годах XX века на наших дорогах появились аппараты изобретателя Д.С. Трегера, именно такой представлен в нашей экспозиции. Работу над своим изобретением Даниил Трегер закончил в 1919 году, сидя в Челябинской белогвардейской тюрьме и ожидая казни через повешение. Но в город вошли красноармейцы, Трегера освободили. Правдами и неправдами он попал со своими чертежами на приём к наркому путей сообщения. Тогда это был Дзержинский. Внедрив систему Трегера, наркомат сэкономил 5 миллионов рублей золотом. Первый аппарат был подарен Ленину. Производство аппаратов Трегера продолжалось до 60-х годов XX века, и даже сейчас Правила технической эксплуатации допускают их использование.

Просмотров: 50 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.05.2022 | Комментарии (0)