День в календаре, приходящийся на 27 ноября, в народе называют Филиппов день или Куде́лица.
Святой Филипп был родом из Кесарии Палестинской. Он обращал в христианство язычников, исцелял больных и немощных и, как поговаривают, даже творил чудеса и изгонял злых духов. Апостол Филипп прожил долгую, полную духовных подвигов жизнь и умер в глубокой старости.
На Филиппов день обычно была распутица, но считалось, что обязательно нужно было отвезти зерно на мельницу, иначе зима будет голодной. За нелегкий путь до мельницы в народе прозвали этот день Филиппова канитель. Даже сегодня всякое долгое, муторное и хлопотное дело называют канителью.
После Филиппова дня начинался Рождественский пост, поэтому этот день также называли Филиппово заговенье.
К заговенью завершалась кудельница — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения. Чтобы получить мягкую, податливую кудель, для прядения нужно было постараться. С помощью цепа или валька (праника, пральника) нужно было обмолотить (околотить) собранный снопы льна. Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались.
Обмолоченные снопы женщины развязывали и расстилали рядами тонким слоем на земле. От росы и дождей стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. Через 3-4 недели лен собирали, снова связывали и везли сушить. Сухие льняные снопы мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.
Далее переходили к трепанию. Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Для этого использовали деревянный инструмент – трепало. Левой рукой держали повесмо (горсть, пучок) на весу, правой били по нему тонким ребром трепала. Трепание – очень тяжелая и грязная работа. Трепали лен в сарае, бане, нежилой избе. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы было веселее, во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями. В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.
Наступал самый ответственный момент – очёс (вычесывание льна). С помощью деревянных, железных и гребней из щетины льняное волокно вычесывали от остатков стеблей – костры. Чем лучше вычешешь лен, тем тоньше будет вытканный холст. После расчесывания волокно становилось ровным, гладким и шелковистым и могло называться куделью. Работа эта требовала усердия и терпения, недаром говорили "пиво пить да плясать не лён чесать".
Теперь, когда готова куделя, можно было приступать к прядению, но об этом в следующий раз.