»
12:18
Тот самый длинный день в году…

22 июня скорбная дата – день начала Великой Отечественной войны. Эта дата разделила жизнь на до и после. Сегодня мы опубликуем выдержки из воспоминаний участников войны, мирных жителей о начале войны, которая застала кого-то дома, кого-то на работе…

Из письма Борисенко Марии Георгиевны: «21 июня в 18 часов у нас начался выпускной вечер. Ровно в 4 часа утра многие пошли в лесок, а так как моего парня 18 июня забрали в армию, я решила идти домой. Пришла домой, легла спать. В 12 часов я проснулась. Как сейчас помню, пришел папа и стал говорить: «Что говорили люди, что в 4 часа бомбили Киев». Я как-то притулилась к стеночке голландки и вдруг речь Молотова, где все было сказано, меня охватил ужас. Все мечты сразу рухнули, я мечтала поступить в текстильный институт Москвы. Услышав страшную весть я, помню, побежала к подружкам. Мальчиков наших в основном призвали в армию. Мы все как-то повзрослели…»

Из автобиографии ветерана ВОВ, участника защиты Брестской крепости Бредихина Ивана Тихоновича: «В 1939 году я был направлен в город Смоленск на курсы санинструкторов, по окончании которых был зачислен в 333 стрелковый полк в санчасть в Брестскую крепость. Здесь и застала меня война: 22 июня в 4 часа утра начался сильный обстрел. Мы по-быстрому схватили свое оружие и заняли оборону. Появились раненые бойцы, и я, как санинструктор, организовал пункт медицинской помощи. Из-под огня противника вытаскивал раненых и оказывал им помощь, доставлял их в перевязочный пункт первой помощи. Пробирался на линию обороны и подменял пулеметчиков, вместе со всеми отбивал немецкие атаки. Вместе с бойцами пробирались в продовольственные склады, где доставали продукты для раненых и детей. Очень тяжело было с водой, поэтому мне приходилось доставлять воду. Несколько раз пробирался в ледник и набирал лед, он таял, и это я отдавал раненым и детям.

Сражался в рукопашных боях… Нам была дана команда прорваться в восточный форт крепости. Я оставил санитара с ранеными и сам стал пробираться к реке Муховец и добрался до нее. Мы с криком «Ура!» бросились к реке и под перекрестным огнем нам пришлось переплывать реку, вода в которой была красной от крови. С большим трудом добрались до противоположного берега, «помню, стали пробираться короткими перебежками и слышу стон: «Браток, помоги,» - едва я наклонился над раненым бойцом как вдруг страшный удар обрушился мне на голову и больше я ничего не помнил».

Вспоминает Валентин Анатольевич Клименко: «Война пришла в наш дом неожиданно. Напав вероломно, рано утром в воскресенье и сосредоточив колоссальную военную силу – немцы получили вначале некоторое преимущество.

Менее чем за 2 месяца 17 августа 1941 г. они оккупировали Унечу. Мне к началу войны было ровно 5 лет. Город сильно бомбили. Отец с матерью, бросив все, с 3-мя детьми перебрались в д. Песчанка к родственникам. Но попали, как говорится «из огня, да в полымя». Немцы наступали со стороны Суражского переезда и деревню обороняли наши войска. Бой был неравный. Наши много потеряли солдат и отступили. Это страшное время мы пересидели в окопе, вырытом нашими бойцами. Когда бой стих, переждав несколько дней, начали двигаться в сторону Унечи. Примерно полмесяца пожили в клубе фабрики «Мойка», а потом вернулись в свой дом. Дом занял немецкий офицер и некоторое время пришлось жить в сарае. Ближе к зиме офицер уехал на фронт…»

Воспоминания подполковника Ивана Федоровича Митченко о первом дне войны, который он с семьёй, женой и дочерью, встретил в украинском городе Ровно, когда прибыл на службу в Облвоенкомат. Иван Фёдорович – уроженец села Лизогубовки Унечского района, по роду своей деятельности служил в разных городах Советского Союза, но последние годы жизни постоянным местом его прописки была Унеча: «…В субботу вечером 21-го июня я с женой ушёл в театр смотреть концерт приехавших в г. Ровно одесских эстрадных артистов. Домой из театра пришли в первом часу ночи. Попив чаю и обменявшись мнением о просмотренном концерте, ушли отдыхать в надежде, что выходной день можно поспать попозже. Но наши ожидания не оправдались. Отдых вскоре был нарушен. В начале пятого часа утра 22-го июня я был поднят по тревоге посыльным Облвоенкомата. Сборы были недолгими. Примерно минуты через 3, я уже выходил из дома. Это было раннее утро, только начался рассвет.

…На второй день войны было объявлено, чтобы все семьи с наступлением вечера были готовы к отправке. Много вещей с собой не брать. На каждого члена семьи только по одному чемодану с крайне необходимыми вещами…

…Под вечер четвертого дня войны, мне пришлось отправиться на телеграф, который находился на центральной улице, чтобы отправить очередное донесение. Оживленные и шумные до войны улицы были совершенно пусты, Отослав телеграмму я направился обратно в Облвоенкомат, и только успел дойти до улицы им. Калинина, как на город был совершен массовый налет немецкой авиации. Самолеты шли низко над городом и разгружаясь буквально сыпали бомбы на жилые кварталы города. Много было жертв и разрушений. Во многих местах возникли очаги пожара. Это был самый массовый налет вражеских самолетов, в котором участвовало более 30 самолетов одновременно…»

22 июня 1941 года - впереди 1418 дней и ночей войны, долгих и кровавых. Но всё же она закончилась и наш народ выстоял и выстрадал эту победу.

Просмотров: 176 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: