11:08 «Нет живописней русского наряда» | |
Как выглядел костюм крестьянина нашей местности, жившего в позапрошлом веке на территории современного Унечского района. Начнем с того, что Унечского костюма, как такового, в чистом виде не существовало. Он включал в себя элементы костюмов всех трех уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского и Мглинского. Кроме того, сильное влияние на него оказывали соседние Украина и Белоруссия. В фондах Унечского краеведческого музея имеются костюмы и отдельные вещи, относящиеся к началу и середине XX в. Большую часть музейной коллекции составляют женские рубахи - главный элемент женского костюма. Рубахи шились из льняного, или конопляного домашнего холста и по способу пошива чаще всего были составными. Верхняя часть называлась - стан, а нижняя – подстава. По мере изнашивания подставу могли отпороть и заменить новой. Практически все рубахи, мужские и женские, а также рушники, скатерти, подзоры, боговникн были украшены вышивкой и цветным ткачеством. Эта традиция идет из глубокой древности, когда считалось важным «обезопасить» предметы домашнего обихода, а также все необходимые отверстия в одежде: ворот, подол, рукава. Вышивка была не сколько украшением, сколько оберегом и содержала всевозможные священные изображения и магические символы. Черно-красной вышивкой украшались воротничок-стоечка, манжеты, низ рубахи и особенно верхняя часть рукава; в некоторых случаях даже швы, соединяющие оплечье с рукавом, были вышиты. Особой яркостью отличались рубахи молодух - женщин первого года замужества. У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки носили простые белые рубахи почти без вышивки. По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи. Второй по численности частью коллекции являются сарафаны или, как их называли в нашей местности, саяны. Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти розового и красного цветов, тяжелые и громоздкие. Летние сарафаны - сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые; будничные - черные, синие. Покрой всех саянов одинаков: широкая юбка со складками пришивалась к облегающему тело лифу. Застежка располагалась спереди на отстроченной планке. Костюм в нашей местности очень часто дополнялся безрукавкой или, как у нас говорили, корсетом. Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и низу. Обязательным атрибутом женского костюма нашего края был передник или фартук. Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма. Ну и куда же без головного убора. С начала ХХ в. в нашей местности стали широко использовать фабричные платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники. Главная задача повойника - прикрыть волосы хозяйки. В нашей местности его носили без платка, поэтому старались украсить строчками, защипами, рюшками, разноцветными ленточками. И последний элемент женского костюма - обувь. В нашем крае повсеместно были распространены лапти, сплетенные из коры разных деревьев, чаще - липы и ивы, иногда - березы. Плели лапти также из крапивы и пеньки. Намного скромнее был мужской костюм. Он состоял всего лишь из рубахи, портов, да пояса – кушака. На праздники мужчины наряжались в рубахи-косоворотки, сшитые из выбеленного тонкого полотна, украшенные вышивкой по горловине и на груди, а в будни одевали практичные рубахи с прямым воротом из грубой ткани. Порты шились из конопляной или льняной материи. Пояс придавал законченный вид костюму и статусность своему владельцу и имел важное функциональное значение – на него можно было повесить ключи, кисет, кошелек. Позже к портам с внутренней стороны стали вшивать потайные мешочки и называть их карманом.
| |
| |
Всего комментариев: 0 | |