Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и способах её исполнения.
Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, иконы, миниатюры рукописей, лубочные картинки, археологические находки, легенды, сказки, предания. Благодаря им мы знаем, что практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и сами их делали из подручных материалов. Музыка и обучение игре на инструментах неразрывно связаны с играми и работой в русских деревнях.
Например, на фресках в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) изображены скоморохи, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Подобные изображения есть и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII век), на новгородской иконе «Знамение», в Летописном своде 1205-1206 годов.
В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества: «...где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь...».
Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов. Сейчас в оркестр русских инструментов входят группа балалаек, группа домр, баяны, гусли, ударные, духовые.
Сегодня мы расскажем о нескольких музыкальных инструментах: балалайке, гармошке, трещотках и колотушках.
Как выглядел костюм крестьянина нашей местности, жившего в позапрошлом веке на территории современного Унечского района. Начнем с того, что Унечского костюма, как такового, в чистом виде не существовало. Он включал в себя элементы костюмов всех трех уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского и Мглинского. Кроме того, сильное влияние на него оказывали соседние Украина и Белоруссия.
В фондах Унечского краеведческого музея имеются костюмы и отдельные вещи, относящиеся к началу и середине XX в. Большую часть музейной коллекции составляют женские рубахи - главный элемент женского костюма.
Рубахи шились из льняного, или конопляного домашнего холста и по способу пошива чаще всего были составными. Верхняя часть называлась - стан, а нижняя – подстава. По мере изнашивания подставу могли отпороть и заменить новой.
Практически все рубахи, мужские и женские, а также рушники, скатерти, подзоры, боговникн были украшены вышивкой и цветным ткачеством. Эта традиция идет из глубокой древности, когда считалось важным «обезопасить» предметы домашнего обихода, а также все необходимые отверстия в одежде: ворот, подол, рукава. Вышивка была не сколько украшением, сколько оберегом и содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Черно-красной вышивкой украшались воротничок-стоечка, манжеты, низ рубахи и особенно верхняя часть рукава; в некоторых случаях даже швы, соединяющие оплечье с рукавом, были вышиты.
Особой яркостью отличались рубахи молодух - женщин первого года замужества. У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки носили простые белые рубахи почти без вышивки. По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи.
Второй по численности частью коллекции являются сарафаны или, как их называли в нашей местности, саяны.
Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти розового и красного цветов, тяжелые и громоздкие. Летние сарафаны - сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые; будничные - черные, синие. Покрой всех саянов одинаков: широкая юбка со складками пришивалась к облегающему тело лифу. Застежка располагалась спереди на отстроченной планке.
Костюм в нашей местности очень часто дополнялся безрукавкой или, как у нас говорили, корсетом. Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и низу.
Обязательным атрибутом женского костюма нашего края был передник или фартук. Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма.
Ну и куда же без головного убора. С начала ХХ в. в нашей местности стали широко использовать фабричные платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники. Главная задача повойника - прикрыть волосы хозяйки. В нашей местности его носили без платка, поэтому старались украсить строчками, защипами, рюшками, разноцветными ленточками.
И последний элемент женского костюма - обувь. В нашем крае повсеместно были распространены лапти, сплетенные из коры разных деревьев, чаще - липы и ивы, иногда - березы. Плели лапти также из крапивы и пеньки.
Намного скромнее был мужской костюм. Он состоял всего лишь из рубахи, портов, да пояса – кушака. На праздники мужчины наряжались в рубахи-косоворотки, сшитые из выбеленного тонкого полотна, украшенные вышивкой по горловине и на груди, а в будни одевали практичные рубахи с прямым воротом из грубой ткани. Порты шились из конопляной или льняной материи. Пояс придавал законченный вид костюму и статусность своему владельцу и имел важное функциональное значение – на него можно было повесить ключи, кисет, кошелек. Позже к портам с внутренней стороны стали вшивать потайные мешочки и называть их карманом.
Частушка - неотъемлемая часть духовной жизни нашего народа, жанр русского фольклора. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни - и городской, и сельской, все происходящие события - и горестные, и радостные. Как только не называли частушки в народе: коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки, ихохошки…
В 2015 году сотрудниками краеведческого музея была проведена работа по сбору частушек Унечского района. При активном участии местных жителей нам удалось сделать небольшой сборник частушек. Особая благодарность и глубокая признательность Голик Елене Евтиховне, Мельниковой Людмиле Фёдоровне, Мищенко Тамаре Макаровне, Галабурде Виктору Васильевичу за помощь в создании сборника.
Сборник будет полезен тем, кто увлекается историей и традициями родного края, любит, сохраняет и популяризирует народное творчество.
В видео использован фрагмент аудио записи концерта Шулаковского СДК.
В марте 2022 года участники V Всероссийского конгресса фольклористов предложили в Год культурного наследия народов России учредить профессиональный праздник – Единый День фольклора. Отмечать его будут ежегодно 17 июля. Направлен он на сохранение, развитие и популяризацию в обществе фольклорного наследия народов России. Праздники позволит объединить усилия заинтересованных учреждений и ведомств, специалистов и граждан в деле сохранения, изучения и продвижения фольклора.
Фольклор в переводе с английского, «народная мудрость» ‒ это русские народные песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, дразнилки – это устное народное творчество. А народное творчество живет вечно!
Сегодня мы приготовили для вас небольшой экскурс в мир фольклора. Мы расскажем о частушках, народных музыкальных инструментах и, конечно же, об Унечском народном костюме.