Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. Этот день связан с евангельским событием - крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан.
Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в водах которой иудеи совершали религиозные омовения. Здесь он и крестил Сына Божьего Иисуса.
После совершения обряда «отверзлись» небеса и на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя. И все присутствующие услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так появилось второе название праздника - Богоявление.
Накануне, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу только сочиво (сочевник) - традиционное постное блюдо из крупы, меда, изюма и сухофруктов.
В старину подготовка к празднику вне Церкви начиналась тоже накануне. После утреннего богослужения избы тщательно убирали и вымывали, выметали весь сор, в котором, как верили раньше, может спрятаться чертенок. Вечером люди шли на службу в церковь, в конце которой совершалось великое водосвятие. Это событие считалось особенно важным.
После возвращения со службы начинались очистительные обряды: всей семьей люди пили святую воду, окропляли избу, скотину и хозяйственные постройки. Также было принято собирать крещенский снег и добавлять в корм лошадям, считалось, что так они будут меньше болеть, и курам, чтобы они раньше неслись.
Также со службы в Крещенский сочельник приносили свечу и бережно ее хранили. Считалось, что если зажигать ее во время грозы, она убережет дом от пожара. А для защиты скота от нечистых сил кусочек свечи крепили под гриву или между рогов в первый день выгона.
Интересной традицией было оставлять кусочки хлеба и ржаные лепешки с Рождества Христова для Крещения. В день праздника их раскладывали на заготовленное для корма сено, выпускали скотину и пока она ела - окропляли ее святой водой. При этом человек, делавший это, надевал шубу мехом наружу. Считалось, что после этого домашний скот будет всегда сыт и принесет хороший приплод.
На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. После крестного хода, получения святой воды и молебна люди окунались в прорубь, чтобы символично закрепить очищение от грехов. Эта традиция укоренилась среди верующих и популярна до сих пор.
Многие приметы были связаны с погодой:
- если в ночь с 18 на 19 января выпало много снега, то урожай в этом году будет богатый;
- если ночь была звездной, то будет хороший урожай ягод;
- если на Крещение ударят морозы сильнее, чем в Рождество, то быть хорошему урожаю;
- если полнолуние выпадает на Крещенскую ночь, то весной будет сильное половодье;
- ясное звездное небо ночью говорит о сухом и жарком лете, а если пойдет снег — оно будет дождливым;
- оттепель на Крещение считается плохой приметой, придется противостоять множеству бед в наступившем году.