Главная » 2023 » Сентябрь » 19

Местные жители с нетерпением ждали прихода наших войск, хотя с каждым днем их положение становилось всё опаснее: усиливались бомбежки, артобстрелы.

Вспоминает Киселев Герман Петрович: «За несколько дней до освобождения, наша семья вместе с соседями ушла в лес. В районе нынешнего озера, еще красноармейцами, были вырыты и оборудованы траншеи и блиндажи. Вот в них мы и отсиживались. Первый советский солдат, которого я увидел, был красноармеец с катушкой телефонного провода, устанавливающий связь».

А вот как раз воспоминания связистки, служившей в штабной роте телефонисткой Валентины Седлухи: «Было так: пришёл приказ 117-й танковой бригаде наступать на  город Унечу, но 117-я была на марше и связи с ней не было. Командир роты связи  капитан Рябов А.И. собрал нас и поставил задачу:  обеспечить связь. Связь была наведена вовремя. После этого нас вывели более безопасным  путём  и мы пошли в батальон. Шли через какую-то деревню. Было ещё светло. Поразило обилие яблок в садах. Из каждого дома нам выносили яблоки. Мы шли не нагруженные катушками с проводом, а яблоками и благодарили сельчан за их доброту. Они были очень рады своему освобождению от фашистов».

В течение дня 22 сентября 1943 года кроме Писаревки были освобождены многие села Унечского района. К вечеру того же дня советские воины вышли к окраине Унечи. Непосредственно операция по освобождению нашего города началась поздно вечером 22 сентября и была завершена 23 сентября 1943 года.

Вот сухие факты оперативной сводки Совинформбюро за 23 сентября 1943 года: «Войска Брянского фронта, продолжая стремительное наступление, продвинулись вперед до 20 километров, с боем овладели железнодорожным узлом и сильным опорным пунктом обороны немцев - городом Унечей. Моторизованные подразделения, преследуя противника, уничтожили свыше 1500 солдат и офицеров противника. Захвачено 22 орудия, 82 пулемета, 70 автомашин с военными грузами. Взято 150 пленных».

Из книги генерала Алтунина А. Т.: «Работая над архивными документами, я обратил внимание на строки: «Обходным маневром дивизия овладела крупным железнодорожным узлом и городом Унеча...» Они меня заинтересовали. Пройти за сутки больше двадцати километров, да еще и с боями, —  дело нешуточное, а тут еще и маневр…Расчет строился на внезапности.

…Где-то ближе к двадцати двум часам полки, обойдя с флангов противника, без артиллерийской подготовки пошли на штурм Унечи. Стрелковые цепи в тылу противника появились настолько внезапно, что фашисты в первые минуты не оказали особого сопротивления. Когда же немцы начали выходить из шокового состояния, стрелковые роты открыли по ним плотный огонь.   

Конечно, не все время полки продвигались успешно, как вначале. Отдельные дома и улицы приходилось блокировать, брать штурмом. Особенно враг сопротивлялся на территории железнодорожного вокзала. Однако и здесь был вынужден уступить нашему натиску».

Подразделения, освобождавшие город, в соответствии с приказом Сталина получили наименование «Унечских». «Унечскими» стали 217-я стрелковая дивизия, 117-я танковая бригада и 30-я мотострелковая бригада. А 197-я Брянская стрелковая дивизия за освобождение Унечи была представлена к ордену Красного Знамени.

Упомянутая 30-я мотострелковая бригада  входила  в состав 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Название это хорошо известно всем жителям нашего города. Его знают даже те, кто мало знаком с историей Унечи времен Великой Отечественной войны. В честь воинов-уральцев, освобождавших наш город, в послевоенные годы был назван парк, раскинувшийся в сосновом бору на окраине Унечи. Он так и называется – парк имени Уральских добровольцев.

Вот что об этих днях вспоминает один из них, командир отдельной роты автоматчиков 30-ой мотострелковой бригады старший лейтенант Владимир Пурвинский: «Затем разгорелись бои непосредственно за Унечу. Разведчикам капитана Г. Ф. Мокрушина надо было прощупать дорогу на Унечу. На полной скорости они на бронемашинах ворвались в расположение противника, уничтожили несколько десятков гитлеровцев, захватили в плен офицера, засекли огневые точки. По их данным, артиллеристы капитана С. М. Худякова, минометчики старшего лейтенанта Т. С. Акишева нанесли противнику большой урон.

После этого капитан Мокрушин с группой своих разведчиков более чем за сутки до полного освобождения Унечи пробрался в центр города и с помощью местных жителей вел разведку сил вражеского гарнизона».

А вот воспоминания артиллериста 30-й Гвардейской Унечской мотострелковой бригады, командира огневого взвода В. Митягина: «Сентябрьским утром подошли к Унече. Дома ее окраины утопают в садах. Перед ними фашистские солдаты отрыли траншеи, ходы сообщения. Было ясно, что они основательно подготовились к длительней обороне. Противник сразу же открыл по нам огонь. Мы не остались в долгу. После мощного огневого налета мотострелки пошли в атаку. По команде Выжлецова мы выкатили свои "сорокапятки" и вместе с автоматчиками двинулись на город. Откуда-то застрочил уцелевший пулемет, за ним стрельбу открыл еще один.  

Первый обнаружили в саду. Прикрываясь плетнем, пулеметчик прижал наших солдат к земле. Послали против огневой точки пару снарядов и накрыли ее. Второй пулемет вел огонь из чердачного окна. На его уничтожение израсходовали три снаряда. Ворвались в город. Все время поддерживаем огнем атакующих мотострелков, выполняем их заявки, сами отыскиваем цели, которые мешают продвижению вперед. Бьемся за каждую улицу, переулок. Протаскиваем свои орудия через дворы, сады, огороды. И вдруг рядом грохнул снаряд, второй, третий. Смотрим — вражеское орудие. Сделав несколько выстрелов, фашисты откатили его за угол каменного здания. Выжлецов разгадал их хитрость. Следующего выстрела сделать немцы не успели. Три наших снаряда один за другим поразили фашистскую пушку и ее расчет. Так, очищая квартал за кварталом, улицу за улицей, пробивались к центру Унечи уральские добровольцы».

Из воспоминаний бывшего помощника начальника штаба 30-ой мотострелковой бригады Абрамова Н.И. мы можем узнать конкретные имена этих героев: «…старший лейтенант Владимир Пурвинский – ворвался со своей ротой автоматчиков на железнодорожную станцию и беспощадно громил и уничтожал врага,

Федор Дозорцев со своей ротой стрелков, автоматчиков, пулеметчиков, проникший в центр города, освободил ряд кварталов и улиц, разгромил обоз гитлеровцев, захватил при этом четыре гаубичных пушки, санитарную часть, кухню, различное военное и хозяйственное имущество, несколько десятков лошадей и двух вражеских солдат,

          Николай Медиокрицкий, ворвался с группой автоматчиков в немецкие траншеи, где уничтожили несколько человек, а 7 гитлеровцев захватили в плен, в том числе майора Эдгарда,

Кузьма Жидин – командир инженерно-минной роты и начальник инженерной службы бригад майор Михаил Сучков обезвредили два минных поля, до десятка зданий и более ста мин, этим спасли от подрыва на минах танки и жизни многих воинов бригады».

 

 

Просмотров: 214 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.09.2023 | Комментарии (0)