29 ноября войска Ленинградского военного округа были приведены в боевую готовность. В приказе значилось «…перейти границу и разгромить финские войска».
Победа, казалось, сама шла в руки. На разгром финской армии советский генеральный штаб отводил 9 – 12 дней. Наступление началось успешно. Замерзшие реки и озера, малое количество снега способствовали тому, что советские части почти беспрепятственно продвигались в глубь территории Финляндии. Наступающие советские части видели, как поспешно отступают финские части, при отступлении сжигая все, что могло гореть, минируя дороги, мосты и даже развалины домов. К исходу 30 ноября советские войска взяли город Териоки ( ныне г. Зеленогорск). Советская авиация бомбила столицу Финляндии Хельсинки. Но все, что кажется, легко и просто на карте, в действительности часто получается иначе.
На Карельском перешейке 7 армия, наступавшая в направлении г. Выборга, вышла к сильно укрепленной «Линии Маннергейма». 140 километров оборонительных сооружений, 60 бетонных многоэтажных ДОТов , 210 малых ДОТов, 546 ДЗОТов, минные поля, противотанковые надолбы. Еще более усложнил наступление выпавший снег глубиной до двух метров и мороз свыше 30 градусов.
На протяжении всего декабря советские войска в лоб штурмовали укрепления, неся большие потери, но так и не смогли прорваться.
Вот как описывает эти бои один из участников с финской стороны: « … цепями шла русская пехота. Она шла так густо, что мы не успевали заправлять в пулемет ленты. Ствол раскалялся докрасна – и ни одна пуля не летела мимо цели. А ваши солдаты по штабелям трупов продолжали ползти вперед. Потом снова поднимались с винтовками в полный рост. Это было какое то дикое безумие. Наш унтер тогда сказал: « Они чертовски храбрые парни, но там у них наверху кто- то определенно спятил».
Наступление 8 армии из района Петрозаводска на северный участок «линии Маннергейма» по крайне неудобной местности - озера, лес и скалы - остановилось. Финские войска, отказавшись от прямого столкновения, применяли тактику партизанской войны. Нападение из засад, минирование дорог. Массовое применение снайперов приводило к тяжелым потерям среди советских войск. Даже небольшое ранение на большом морозе приводило к смерти. Порой группа из 3 –4 снайперов сдерживала атаку полка. Финские «кукушки» надолго остались в памяти ветеранов той войны.
9-я армия, прорвавшись узким фронтом к городу Суомиссалми, также остановилась, а некоторые части попали в окружение. Так же произошло с 163-ей стрелковой дивизией и брошенной ей на помощь 44-ой дивизией.
Прибывшие из-под г. Житомира части не были подготовлены для войны в зимних условиях. Солдаты не имели ни полушубков, ни валенок, ни рукавиц. А температура в январе 1940 достигала 45 – 50 градусов мороза. Окруженные финнами, эти дивизии были почти полностью уничтожены. Потери достигли 70 % личного состава, из них 30 % - от обморожений. Была потеряна вся техника. 1200 человек попали в плен.
14-я армия из района Кандалакши наступала в район городов Петсамо и Никкель в условиях полярной ночи. Не подготовленные к таким условиям войска остановились. Огромное количество солдат погибло от мороза. Некоторые группы просто исчезали в полярной тундре.
Война шла « НЕ ТАК». Сталин был возмущен действиями войск. Даже превосходство в силах 1 к 10 не приносило результатов. Для выяснения причин на фронт отбыл армейский комиссар 1 ранга Л.З. Мехлис. Репрессии начались незамедлительно. Командир 44-ой стрелковой дивизии Виноградов после пятиминутного разбирательства был расстрелян перед строем.
Но расстрелами нельзя было двинуть войска вперед! Генеральный штаб изменил тактику наступления, отказавшись от наступления по всему фронту, сконцентрировал усилия на прорыв «Линии Маннергейма» и скорейшему выходу к столице Финляндии Хельсинки.
3 февраля 1940 года советские войска стремительным броском преодолели проволочные заграждения и прорвались к дотам. Ночью саперы стали взрывать укрепления.
11 февраля после ураганной артподготовки началось наступление.
К 17 февраля ценой титанических усилий «Линия Маннергейма» была прорвана. За героизм и мужество, проявленные при прорыве, тысячи участников боев были удостоены орденов и медалей, в том числе и наш земляк И.С Тынтеров из Почепа был награжден орденом «Боевого Красного знамени».
Но прорыв был только шагом вперед. Впереди был превращенный в крепость город Выборг. Силы и советских и финских войск иссякали в мясорубке боев.
8 марта финское правительство предложило заключить мир.
12 марта 1940 года в Москве был подписан договор о мире. Согласно договору Финляндия теряла всю Карелию, острова Финского залива, граница отодвигалась от Ленинграда.
105 дней войны стоили советскому народу более 400 тысяч человек убитыми, замерзшими, ранеными и обмороженными.
Каждый день войны обходился в 1247 человек убитыми. До сих пор в мурманской тундре, в карельских лесах, на реке Сестра лежат не погребенными останки советских солдат.
Опубликованы далеко не все имена погибших. Но только в одном томе «Книги памяти» 8 человек из Почепского района.
Советские войска потеряли более 600 самолетов, около 2000 танков, большое количество артиллерии и стрелкового вооружения. Советская трофейная техника поступила на вооружение финской армии. Так, из советских трофейных танков были сформированы финские танковые войска.
СССР, как агрессор, был исключен из «Лиги Наций» (прообраз ООН).
Слабость огромной страны была «оценена» в генеральном штабе Германии, дав повод утверждать, что «СССР – это колосс на глиняных ногах» и оправдывая нападение 22 июня 1941 года.
Весь мир сочувствовал Финляндии, из многих стран в помощь направлялись добровольцы, поставлялось оружие и боевая техника.
Мир был недолгим. После нападения Германии Финляндия ввела свои войска на территорию СССР, блокировав Ленинград с севера. И жертвы блокады Ленинграда - это тоже жертвы финской войны.
Финские добровольцы воевали на всех фронтах в составе немецких войск, в том числе и у нас в районе у села Семцы. Финские каратели отличались исключительной жестокостью, особенно к участникам финской компании и их семьям.
Авантюрная «легкая» война обошлась слишком дорого. События советско-финской вскоре перекроются трагедией Великой Отечественной войны. Она надолго станет НЕЗНАМЕНИТОЙ.
А. Сазоненко, краевед, эксперт Минкульта РФ, г. Почеп