(Из материалов Унечской газеты от 28 октября 1998 г.)
Воспоминания комсомолки 30-х годов Р. Малкиной.
«Работали на ликбезах»
Начало тридцатых годов. В городах и селах закладывались основы социалистической экономики. Поэтому во всех отраслях народного хозяйства требовались грамотные рабочие и крестьяне. И партия подала клич повести борьбу с неграмотностью. Повсюду стали создаваться школы ликбеза.
В этот период начали действовать ликбезы также в Унече и окрестных селах. Они создавались по предприятиям и организациям. Пример в этом важном государственном деле показывали комсомольцы. Именно они в основном были учителями ликбеза.
Помню, что в Унече, тогда бывшей небольшим поселком, начал работу ликбез на моечной фабрике. Стал действовать он и в локомотивном депо станции Унеча. Мне тогда как учительнице, члену ВКЛСМ, поручили возглавить учебу железнодорожников депо.
Для занятий отвели небольшую комнату в красном уголке дорпрофсожа. По современным понятиям ее никак нельзя было назвать классом. В небольшой комнатушке поставили обыкновенные столы, табуретки, на стену повесили черную доску – и класс готов. И вот над тетрадями склонились многие молодые рабочие депо. Были среди них и ветераны производства. Занимался в школе, например, машинист Зусман. Он отлично водил большегрузные поезда, был отмечен правительственной наградой. И в то же время не умел ни читать, ни писать.
Занятия проводились в две смены, т.е. после каждой рабочей смены. Нелегко было человеку, проработавшему восемь, а то и более часов на производстве, сесть за учебник. Но «ученики» тянулись к знаниям, прилежно овладевали ими.
Школы ликбеза были рассчитаны на четырехлетнее обучение. Основными учебными предметами являлись письмо, чтение и арифметика. Специально выпускались книги для ликбеза по этим предметам.
Окончившим школу никаких документов не выдавалось. Наиболее отличившихся в учебе приглашали продолжить обучение в пятом классе вечерней школы. Многие из ликбезовцев продолжали учиться. Впоследствии на базе вечерней школы была создана школа рабочей молодежи.
Мне пришлось сделать два выпуска учащихся. Трудностей в работе было немало, но воодушевляло то, что я несу молодым рабочим знания учу их доброму, светлому, прекрасному.
Большую работу по ликвидации безграмотности в Унече проводили задорные комсомольцы Голушко, Котлинский и другие. И неграмотность в поселке мало-помалу отступала.
Школы ликбеза сыграли большую роль. За семь – восемь лет в поселке почти не стало неграмотных. А в депо и на других предприятиях железной дороги неграмотность была ликвидирована полностью. Так в поселке покончили с вековой темнотой и отсталостью.
Р. Малкина