22 июня – День памяти и скорби, очередная годовщина начала Великой Отечественной войны, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Этот день круто изменил жизни миллионов людей, ворвался горем в каждую советскую семью, лишив детства целое поколение детей. Многие из них, пережив то тяжелое время сохранили воспоминания о тех событиях до конца своих дней. Мы предлагаем вам фрагменты воспоминаний нашего земляка кадрового офицера Ухарева Ивана Павловича, 1929 года рождения. Он двенадцатилетним мальчиком стал свидетелем начала войны и немецкой оккупации Унечи: «…Для охраны железнодорожной станции по окраинам города установили зенитные батареи для отражения атак немецких самолетов. Одну из батарей с прожектором установили недалеко от нашего дома, у посёлка Красная Заря. Фронт приближался к Унече. Властей в городе не было. Бомбёжки усилились. В городе было много разрушений и жертв. Были разрушены все продовольственные склады и магазины. Люди бросились растаскивать бесхозное имущество и продовольствие. Однажды я тоже пошёл с матерью в центр города. Возле железнодорожного вокзала был продовольственный склад, который тоже был разрушен. Там хранился крахмал в мешках по 50 килограммов. Люди растаскивали эти мешки по своим домам. Мы тоже вытащили один мешок, но нести его не смогли. Тогда мать отсыпала мне в сумку часть крахмала, а остальное несла сама, мы тогда еле дошли до дома. После этого мать заболела и говорила, что Господь Бог наказал нас за этот крахмал. Но в очень голодное время крахмал нам сильно помог, мать пекла из него блинчики, блинчики резала на лапшу, а лапшу варила на молоке. У нас была корова, молоко своё и это спасло нас от голода. Продуктов нигде никаких не было, питаться было нечем. Мы ходили по окрестным колхозным полям и собирали оставшиеся колоски. Затем мололи их на кустарной, сделанной из проволоки, мельнице. В эту так называемую муку добавляли картошки и пекли оладьи вместо хлеба. При приближении фронта все жители стали уходить в окрестные деревни, мы тоже решили уйти, но у нас была корова и куры. Тогда корову мы взяли с собой, а кур оставили и пошли в село Лыщичи, на нашу родину. Остановились там у сестры отца, Пелагеи, у неё была большая изба. Фронт приближался. Слышны были артиллерийские выстрелы. В деревне на дорогах стали появляться разрозненные группы красноармейцев. Они бежали по огородам, бросали оружие, просили у жителей гражданскую одежду и переодевались. Насколько я сейчас понимаю, в этот период была паника, и часть войск была неуправляемой. В один из дней в центре села появились три танка, марку я их не помню. Танкисты спрашивают: «Немцев нет?» Мы говорим им: «Нет». «Где можно достать солярку?» Мы говорим: «Не знаем». Тогда они с двух танков слили остатки солярки, перелили в третий и уехали, оставив два танка с боекомплектом в деревне. Мы, мальчишки, залезли в один из этих танков и стали крутить всевозможные ручки и рычаги. И вдруг раздаётся выстрел. Оказывается, орудия были заряжены. Снаряд пролетел возле церкви и разорвался в поле за селом, к счастью, никто не пострадал. Мы вылезли из танка и разбежались кто куда. За случившиеся мы получили хорошую взбучку от родителей. Жители деревни стали ходить в окрестные леса и приводить от оттуда брошенных красноармейцами лошадей, привозили телеги, обмундирование и другое брошенное военное имущество. В это время в Унече формировался истребительный батальон. Бойцами этого батальона были партийные и советские активисты, передовые рабочие. В августе 1941 года немецкие танки подошли к Унече. После нескольких дней тяжёлых боёв наши части понесли большие потери в живой силе и технике, и вынуждены были оставить город. Часть из них попала в окружение. В этот период в Лыщичах появились немецкие мотоциклисты. Тогда мы решили возвращаться в Унечу. Когда мы подходили к своему дому, то увидели, что крыша дома с одной стороны приподнята. Оказалось, что под крышей стояла большая немецкая машина – то ли радиостанция, то ли спецмашина. В доме находились немцы. Жестами мы объяснили им, что живём здесь и спросили, можно ли нам зайти. Нам разрешили поселиться в сарае. С нами была корова, немцы сразу же попросили, чтобы мать подоила корову и дала им молока, а за это они угостили меня ромом. Оставленных нами кур они уже всех съели. Через несколько дней немцы со своей машиной уехали. Мы кое-как поправили крышу и перешли жить в дом. В городе на территории современного завода «Тембр» был создан лагерь для русских военнопленных. Территория лагеря была обнесена колючей проволокой. Под открытым небом за проволокой находилось большое количество военнопленных. Они были очень голодные, кормили их какой-то баландой. Местные жители приносили им пищу, кто что мог, охранники брали эту пищу и бросали за проволоку, и пленные кидались на неё, давя друг друга, и не всем доставалось. Жители приходили узнать, нет среди пленных родственников. Если обнаруживался родственник среди пленных, то нужно было доказать, что он, действительно, родственник, и тогда его отпускали. Таким образом было освобождено несколько человек. Потом военнопленных грузили на открытые железнодорожные платформы и под охраной отправляли спецлагеря. Больных же расстреливали на месте…» Семья Ухаревых: сидят - Павел Никодимович, Ольга Павловна, Евфимия Дорофеевна; стоят - Иван Павлович и Петр Павлович. 1950г.
|
Каждое третье воскресенье июня в нашей стране чествуют людей самой гуманной профессии на свете – медицинских работников. В этот день мы отдаем дань уважения и выражаем благодарность врачам и медсестрам, которые ежедневно самоотверженно спасают жизни людей, остаются верны своей нелегкой профессии долгие годы, а благодарные пациенты помнят о своих любимых докторах всю жизнь. Сегодня, в канун Дня медицинского работника, мы хотим представить вам небольшую книжку, выпущенную в далеком 1986 году. Написала ее Надежда Константиновна Шубина - кандидат медицинских наук, автор сорока научных работ, посвятила свою жизнь медицине. Книга, которую мы представляем, называется «Обретение», ее главный герой – талантливый хирург Николай Рославлев. Прототипом его стал Иосиф Петрович Немец – прекрасный врач и замечательный человек, щедро отдававший всего себя благородному труду медика. Его имя связано с нашей больницей, которая в этом году отмечает столетний юбилей, с момента ее строительства. Он был назначен начальником строительства, а затем и главврачом. Он следил за стройкой проверял работу, добывал инвентарь, медицинское оборудование, проявил себя рачительным хозяином, чутким, отзывчивым человеком. После войны одним из первых вернулся из эвакуации и восстанавливал разрушенную больницу, собирал врачей, принимал больных. Спустя десятилетия бывшие пациенты Иосифа Петровича с уважением вспоминают своего доктора, который помог вернуть здоровье многим жителям города. Надежде Константиновне Шубиной посчастливилось быть близким другом семьи Немец. Поэтому не случайно Иосиф Петрович и его дочь Светлана перешли на страницы ее повести «Обретение» как художественные образы. В память о своем отце Светлана Немец и подарила эту книгу Унечскому музею, ведь эту семью до сих пор помнят в нашем городе. |
16 июня ребята из летнего школьного лагеря с. Найтоповичи посетили имение графа П. Завадовского. Все сложилось в этот день – хорошая солнечная погода, прекрасная компания, хороший позитивный настрой и неудержимая тяга к новым знаниям и путешествиям. Так, вооружившись всем необходимым, ребята отправились в путь. Пока добирались до места назначения, ребята познакомились с основными фактами и событиями из жизни графа, первого в истории Российского государства министра просвещения П.В. Завадовского. Узнали, при каких обстоятельствах произошло его знакомство с императрицей Екатериной II и как был построен величественный дворец в с. Ляличи. Прибыв на место, ребята удивились масштабу всей парковой территории и размерам дворца, который теперь представляет из себя величественные «графские развалины». Наглядный материал ( фотографии, репродукции) представленный экскурсоводом, помог воображению школьников воссоздать картины былого великолепия. Прогуливаясь по старинному парку, каждый из экскурсантов представлял себя современником той эпохи. Девочки – в красивых длинных платьях, мальчики – в камзолах… Как же интересно примерять на себя такой образ! Ребята даже согласились разучить несколько танцевальных фигур, которые применялись на балах той эпохи. Вторым местом, куда отправились юные экскурсанты, был храм Св. Екатерины. Он также является ровесником старого дворца и был построен тем же архитектором-итальянцем Дж. Кваренги. Но храм, в отличии от дворца, частично отреставрирован и действующий. Ребята остались довольны поездкой. Понятно, что запомнится она им надолго, как и вся информация о нашем знаменитом земляке. Правильно говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
|
Один день из своих начавшихся долгожданных каникул ребята из школьного лагеря с. Рюхов решили посвятить поездке в музей. Для них нашими сотрудниками была проведена интересная обзорная экскурсия по всей экспозиции, включая выставочный зал, где сейчас экспонируется выставка «Двойники известных шедевров». Школьники с интересом осмотрели макет древнерусского замка «Россусь», старинный дуэльный пистолет, коллекцию самоваров и угольных утюгов. В военном зале их вниманием завладели полковая пушка, макеты паровозов, фрагмент крыла самолета, старинный телефон и многое другое. После осмотра экспонатов с ребятами была проведена конкурсная программа «Знатоки сказок и мультфильмов», где две команды азартно сражались за лучшее знание сказочных героев. В итоге без призов не остался никто. Посещением музея ребята остались довольны, не переставая щелкали фотоаппаратами, стараясь запечатлеть интересные моменты. Благодарим сотрудников лагеря, организовавших ребятам увлекательную и познавательную поездку. |
13 июня в мире отмечается День швейной машинки, её появление стало частью промышленной революции, переворотом не только в лёгкой промышленности, но и в быту большинства домохозяек. Прототипы первых швейных машинок появились как идея ещё в XV веке. И принадлежат они Леонардо да Винчи. Но законодателем моды и «брендом на века» стала швейная машинка «Зингер» изобретателя Исаака Зингера. Сын немецких эмигрантов И. Зингер произвёл революцию в производстве одежды. Он модернизировал швейные машинки так, что их можно было использовать и на фабрике, и дома. Он создал первую в США корпорацию и оставил огромное наследство своим двадцати детям от разных жён. А родился он в американской глубинке, где в 12 лет после развода родителей ушёл из дома. Был бродячим артистом, столяром, токарем, в 28 лет получил свой первый патент за дрель для камня. Потом была машинка для резки дерева и металла, не очень удачная. И, наконец, однажды его попросили усовершенствовать находившиеся в ремонте швейные машинки. Он поменял расположение челнока, придумал столик-доску и ножку-держатель для иглы и добавил к машине ножную педаль для привода. И всё! Это стало поворотом в истории швейных машин. Фамилия Зингер стала синонимом швейной машинки. Конец XIX века ознаменовался настоящим бумом распространения швейных машин «Зингер». Покорили они и Россию. В 1896 году компания «Зингер» открыла свой филиал в нашей стране. В России спрос на этот товар был грандиозным, несмотря на высокую стоимость: в 1899 году машинка стоила 52 рубля, а иглы к ней – по 3 рубля. В 1900 году был построен собственный завод «Зингер» в России в городе Подольске Московской губернии. Так что наши подольские швейные машинки – прямые родственницы машинок «Зингер». Многие поколения советских детей выросли под монотонный стрёкот бабушкиной швейной машинки. И в большинстве случаев это была машинка Зингера. Она была одним из самых дорогих предметов быта в советских семьях, прекрасным приданым для невесты. Эту машинку можно было увидеть даже на открытках, настолько она была популярна. Прилежной хозяйке без неё было как без рук. За пару вечеров с её помощью можно было сшить себе модный наряд на зависть соседям и подружкам в пору дефицита всего и вся. Сейчас образцы старых зингеровских и подольских машинок можно встретить в музее, у любителей –коллекционеров и в некоторых семьях. Есть такие знаменитые швейные машинки и в нашем музее. Одна из них – «Зингер» начала XX века, чёрная с лаковым покрытием и золотым готическим шрифтом, с металлическим клеймом завода. И технические решения, и дизайн – всё изящно и добротно, и главное, работает! Пример для подражания современным производителям, и не только швейных машин! |
Впервые за два последние года в музее прошел концерт авторской песни. Предлагаем вашему вниманию мнение одной из зрительниц концерта Кузовлевой А.Я. "10 июня в краеведческом музее состоялся концерт нашего земляка, исполнителя авторской песни Сергея Кускова. За два года пандемии люди соскучились по такому общению с музыкантами, поэтому любители бардовской песни заполнили зал. Отрадно, что пришли послушать песни не только постоянные любители этого вида искусства, но и молодежь. Программа концерта была тщательно продумана. Звучали философские мысли о ценности жизни, о дружбе и любви, верности, о смысле бытия. Чувствовалось, что Сергей на новом жизненном этапе ищет «свою колею». Зал чутко реагировал на настроение и песни, аплодисменты были наградой за прекрасное исполнение. Приятно, что в репертуаре Сергея Кускова звучали песни Владимира Высоцкого, которые он мастерски исполнил. Два часа пролетели, как мгновение. Спасибо, Сергей, за настроение, за талантливое исполнение авторской песни. Надеемся, что наши встречи еще обязательно будут" |
Святая Троица – один из главных двунадесятых православных праздников. В этом году он отмечается 12 июня. Несмотря на то, что православная иконография Троицы очень обширна, при упоминании этого праздника у многих перед глазами сразу встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева. Наш земляк Василий Баранов – человек с верой в душе, с Божьего благословения создавший не один десяток икон, тоже не мог обойти эту тему своим вниманием. Об иконописании, жизни и творчестве Василия в статье Елены Бауло. Возможно, не каждому жителю Унечи известно имя Василия Васильевича Баранова, но лишь потому, что этот художник с мировым именем – очень скромный, деликатный человек. Свой творческий путь он начал в унечской художественной школе, которой руководил талантливый художник Саханов. Замечательный учитель, Юрий Иванович заметил необыкновенный талант своего ученика, повлиял на его жизненный выбор. Василий успешно окончил Минское художественное училище, а затем - с отличием - Белорусскую Академию художеств. Позже повышал свой профессионализм в творческих мастерских Академии художеств СССР, в 1998 году был принят в Союз художников СССР. Талант Василия Васильевича Баранова многогранен: графика, живопись, иконопись… Но главный его талант, как мне кажется, - это любовь к людям и родной земле: каталог его работ, изданный Виктором Михайловичем Тимощенко, художник посвятил «родной деревне Ельне, светлой памяти бабушки Варвары Арефьевны, дедушки Митрофана Герасимовича, дорогим родителям: Василию Митрофановичу и Ирине Григорьевне»… Родовые и национальные корни – вот что важно в мировоззрении и творчестве этого удивительного человека. Одним из важных событий своей жизни Василий Васильевич считает крещение в православной вере – этот осознанный шаг он сделал в 1992 году, а с 1993 года начал писать иконы. Художник не только сам создаёт настоящие шедевры иконописи, но и обучает этому сложному искусству других: ежегодно проводит курсы по иконописи в Австрийском монастыре Альтенбург, куда съезжаются художники из разных европейских стран, чтобы перенять его богатый опыт. Несколько лет назад Василий Васильевич организовал для своих иностранных учеников поездку в Ферапонтов монастырь, знаменитый на весь мир фресками Дионисия. Несколько циклов картин художника посвящены православию: «Светлая седмица», «Цветы Богородицы», «Православный календарь», «Молитвослов». Яркие краски и нежные тона передают красоту Божьего мира, заставляют всмотреться в привычные вещи и увидеть их волшебными – такими, какими видит их художник Баранов: пронизанными светом горнего мира, присутствием Господа и Богоматери… В ноябре 2013 года Василий Васильевич побывал на святой горе Афон. Свои впечатления от поездки он сохранил в «паломнических записках»: «Господи, помоги всю настоящего жития ночь перейти. Для этого и решился поехать на Афон, хотелось увидеть, как там, за помощью поехал. Великая Лавра – первое дерево, посаженное в этом саду Богородицы, призванному прославлять Творца неба и земли. Ночная праздничная служба Архистратигу Михаилу заканчивается малиновым восходом, и луч солнца, как меч в его руке. А в храме гудит большая железная печка и ещё в полутьме светятся оклады икон серебром и теплым светом свечей, и пение, спокойное и величественное. Где ты душа моя? С кем ты? …» Творческим и жизненным принципом художника Баранова можно назвать слова из каталога к его выставке в Государственном художественном музее Минска: «Ты касаешься бумаги, людей. Карандаш чувствует запах сена, но не видит цветов среди него. Они высохли, возникла новая форма жизни для них – линейная. Но если их запах остался на бумаге, Слава Богу, если маленькое окошко в старом доме светится, Слава Богу, если слышно, как идет дождь, Слава Богу. Вот и весь поиск и вся жизнь, как одно, Слава Богу». Три десятка выставок в разных странах мира – достойный результат творческой деятельности! Произведения Василия Васильевича находятся в фондах России, Беларуси, Австрии, Франции, Хорватии. Его талант и творчество отмечены высокими наградами: Бронзовой медалью Академии художеств СССР за серию работ «Песни родного края», Дипломом Министерства культуры БССР за триптих «Прощание», Дипломом ВДНХ, Москва, за цикл «Молитвослов». И при этом Василий Баранов остается простым, душевным человеком. Чутким, отзывчивым, с добрым чувством юмора. Не кичится своим уникальным талантом, не гордится достижениями, нет в нём ни заносчивости, ни высокомерия… Поэтому и любят его все, кого судьба свела с этим необыкновенным человеком. Живет он в небольшом родительском доме с русской печкой; здесь множество окон – ведь художнику нужен свет! На стенах – иконы и картины, старинные вышивки мамы и бабушки; на полках – книги по искусству, редкие издания. За порогом - старый запущенный сад, где вольно разрослись кусты и травы. Вот и всё имущество художника с мировым именем. Богатство же его в другом – дети, которые уже разлетелись по свету; верные друзья; Ассоциация унечских художников «Родники», членом которой является Василий Васильевич; а главное – его золотое сердце и талантливый взгляд на мир. Бауло Е.М. |
10 июня, в преддверии празднования Дня России, в Унечском краеведческом музее состоялось особенное мероприятие, посвященное двум важным событиям – вручению Ордена Мужества родителям А.Н. Кобанова, погибшего в ходе спецоперации на Украине и вручение паспортов юным гражданам РФ. Мероприятие, если оценивать по эмоциональному фону, трагическое и торжественное одновременно.
|
Малая родина – это всегда место силы, место притяжения и место встречи с детством и юностью. 9 июня экскурсантами музея стали люди, более 55 лет назад окончившие школу №41 (ныне №5), разбросанные судьбой по разным городам России и Белоруссии и старающиеся как можно чаще приезжать в родной город. Они живут далеко друг от друга: в Твери, Хабаровске, Могилеве и Гомеле, но традиционная встреча в Унече – это их подпитка, это возможность встретиться с самыми близкими друзьями, походить по дорогим их сердцу улицам. Директор музея Голик Н.А., проводившая экскурсию для земляков, рассказала им о самых известных людях, прославивших наш край на всю Россию, и с огромным удовольствием послушала их воспоминания о родном городе. |