В рамках партнёрского проекта «Музей – сельским детям» (участники проекта – Унечский музей, библиотека и клуб с. Белогорщь) для юных жителей с. Белогорщь была организована благотворительная поездка в Унечский краеведческий музей. Сотрудники музея подготовили ребятам обзорную экскурсию по всем залам музея. Оказалось, что все наши гости были в музее впервые, и все увиденное воспринималось ими с неподдельным интересом. Не раз, и не два в рассказе об истории края прозвучало название их любимого села, ведь Белогорщь – место средоточия нескольких десятков древнеславянских курганов, еще до конца не изученных археологами. Не прошли ребята и мимо макета древнерусского замка «Россусь», заинтересовались образцами огнестрельного оружия, коллекциями угольных утюгов и керосиновых ламп, надолго задержались в военной экспозиции музея. Провожал ребят старинный чугунный колокол, который в свое время висел на здании Унечского вокзала и сообщал о прибытии поездов. В завершение экскурсии ребята с удовольствием сфотографировались на фоне самых ярких экспонатов. Мы выражаем благодарность коллегам Светлане Глебовой и Анне Дюжей за сотрудничество и доставленное ребятам удовольствие. Ждем их с подопечными на следующих каникулах! |
Школьная каникулы - горячая пора в музее. И начавшиеся осенние в этом учебном году не стали исключением. Для учащихся начальных классов школы №5 (классные руководители Мисникова М.А. и Ширяева Т.С.) была подготовлена конкурсная программа «По страницам русских народных сказок». Ребятам нужно было показать хорошее знание популярных сказочных героев, проявив при этом смекалку и находчивость. С этой задачей они блестяще справились. Разбившись на две команды, третьеклассники и четвероклассники с азартом преодолевали все этапы конкурса: по волшебным словам – заклинаниям определить сказку, доказать, что самыми сказочными числами в русской сказке являются «3» и «7», а также назвать в каком государстве жили герои многих наших сказок. А еще нужно было вспомнить, скольких козлят съел волк, сколько героев тянули Репку и какие грибы любила сказочная Баба-Яга. Под руководством своих капитанов команды «Лучшие» и «Спарта» пришли к финишу, их разделили всего 4 очка, победа досталась «Лучшим» (шк. №5 4 кл.) Обе команды на память об игре получили буклеты о музее, а лучший игрок Никита (шк. №5 3 кл.) получил сладкий приз. |
30 октября в России отмечался День памяти жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали узники мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР. В годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек.Точных данныхо числе жертв этих репрессий, пик которых пришелся на 1930-е годы, нет до сих пор. По разным оценкам, речь идет о 12-20 миллионах человек, свыше миллиона человек были расстреляны. Предлагаем вашему вниманию статью краеведа Алексея Гавриченко, рассказывающую о репрессиях в отношении наших земляков - жителей Унечского района. «В 30-х годах прошлого столетия репрессивная политика большевизма достигла особого размаха. К середине десятилетия ВКП(б) поставила перед всеми партфункционерами задачу резко повысить политическую бдительность и активнее выявлять «врагов народа и вредителей». Все бы ничего, но в число людей, входивших в категорию потенциальных жертв чисток, в первую очередь попадали и сами партийные функционеры. Не удалось избежать печальной судьбы и местным чиновникам. В частности, в 1937 году волна репрессий коснулась первого секретаря Унечского райкома Плюшкина, председателя райисполкома Султанова, начальника политотдела Унечского ж/д узла Рыбина, начальника Унечского отделения дороги Александрова. Всем им были предъявлены невнятные обвинения в «зажиме критики и самокритики в организациях», а также в том, что они «умышленно не проводили объединенных партийных собраний среди коммунистов, с тем, чтобы не дать возможности вскрыть творимые безобразия на транспорте и в сельском хозяйстве». Подобного рода абсурдные обвинения в те годы были обычным делом по всей стране и зачастую заканчивались солидными сроками тюремного заключения. В число репрессированных по «контрреволюционным» статьям попадали люди из самых разных слоев общества. Так, в конце 30-х годов в Унече были арестованы директор школы №41 Ф. Жуков и завуч той же школы С. Чеславский. Одним из направлений «борьбы с врагами», в 1937-1938 годах стало выявление «фашистской, шпионской, диверсионной и т.п. деятельности агентов польской разведки». По «польским делам» за эти два года органами НКВД было репрессировано большое количество населения. В частности, из опубликованных документов НКВД известно, что в Унече был арестован помощник машиниста местного депо М.А. Михнюк, который обвинялся в том, что еще в 1930 году был завербован польской разведкой и нелегально переброшен в СССР, где в качестве резидента установил связь с рядом польских шпионов, работавших на Белорусской железной дороге. Известны и случаи репрессий в отношении священнослужителей. Так, в 1937 году был арестован Амос Янкевич - священник церкви села Горяны, приехавший в это село в 1918 году из Белоруссии. Янкевича арестовали среди бела дня и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Имеющиеся сведения о биографии Янкевича также весьма скупы. Так, по воспоминаниям дочери, до приезда в наши края Амос Янкевич служил армейским священником. В Горяны он прибыл с матушкой Марией, и уже здесь у них родились 3 сына и 2 дочери. Сын Борис погиб на фронте. Дочь Людмила прошла всю войну фронтовой сестрой. В августе 1937 года был арестован проживавший в Унече бывший протоиерей Иоанн Томашевский, в миру – Иван Павлович Томашевский (1880-1937), долгие годы служивший в разных храмах Орловщины и Черниговщины. В Унече он трудился бухгалтером в леспромхозе. 10 августа 1937 года Томашевский был осужден тройкой при УНКВД по Западной области к высшей мере наказания и расстрелян в тот же день. Как видим, судопроизводство по «политическим статьям» в те времена было очень скорым на расправу. Среди расстрелянных в 1937 году служителей культа из нашего района, известны также священник села Красновичи отец Климентий Шутов, отец Иоанн Болхаревский из Высокого и отец Кондратий Корольский из Лыщич. Борьба с «опиумом для народа» велась и на «архитектурном фронте». Также как и по всей стране, в Унечском районе с храмов сбрасывали колокола, рушили церкви. В опубликованных в постсоветское время списках жертв политических репрессий встречаются и обычные жители нашего района. Причем, в этих списках значится немало репрессированных еще в первую волну времен революции и гражданской войны. В основном это жертвы 1921 года, среди которых было очень много евреев. Среди известных репрессированных деятелей советского государства – уроженцев Унечи, известно имя Самуила Яковлевича Стерлина. Последний родился в 1891 году на станции Унеча в еврейской семье (предположительно, был сыном местного еврея-лесопромышленника). В 1916-1919 годах состоял в партии «Поалей Цион» (еврейская партия, пытавшаяся совместить идеи социализма с сионизмом), затем вступил в ВКП(б). Работал помощником начальника транспортного факультета по политчасти Военно-Транспортной Академии РККА, военным комиссаром факультета путей сообщения Военно-транспортной академии, полковым комиссаром. Проживал в Москве. 10 января 1938 года Стерлин был арестован по обвинению в участии в военном заговоре. 28 августа 1938 года приговорен ВКВС СССР к расстрелу. Приговор был исполнен в тот же день. В 1956 году С.Я. Стерлин был посмертно реабилитирован. Уроженец села Рюхово, Василий Яковлевич Крись (Крысь), в 1937 году занимал должность начальника отделения отдела Охраны Управления Комендатуры Кремля. В мае 1937 года он был арестован по обвинению в участии в антисоветской террористической организации, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 14 июля 1937 года. В.Я. Крысь был реабилитирован 28 апреля 1956 года. Немало было и прочих наших земляков, репрессированных по политическим мотивам. В опубликованных в постсоветские времена списках невинных жертв политических репрессий, строчку «уроженец Унечи, Унечского р-на» можно встретить довольно часто. Мы не ставим задачу назвать все эти имена. Приведем лишь несколько трагических примеров, к сожалению типичных для ситуации второй половины 30-х годов: Шутов Егор Григорьевич (1891-1937), родился на хуторе Пеленки под Унечей. В 30-е годы работал лесорубом в одном из леспромхозов Московской области. 26 апреля 1937 года был арестован и в августе того же года осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в активной контрреволюционной агитации среди населения, распространении клеветы на руководителей партии. 30 августа 1937 года был расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. В октябре 1937 года был расстрелян заведующий Писаревской начальной школы Петр Матвеевич Лукьянин, обвиненный в контрреволюционной террористической агитации и шпионаже. Поводом для обвинения Лукьянина в шпионской деятельности послужила найденная у него переписка с коллегами-педагогами из Франции, Испании и Швеции, которую он вел на языке эсперанто. Доказательственной базой для обвинений в контрреволюционной агитации послужили показания нескольких односельчан и одного сотрудника районного отдела образования. Читателю будет небезынтересно прочесть обвинительное заключение по делу Лукьянина: «Унечским райотделением УНКВД З/О 20 августа 1937 г. арестован гр-н ЛУКЬЯНИН Петр Матвеевич, на основании данных о том, что он ведет контрреволюционную террористическую агитацию и в переписке с заграницей, распространяет контрреволюционную клевету о СССР. Следствием по делу установлено, что ЛУКЬЯНИН Петр Матвеевич имел письменную связь с эсперантами Франции, Швеции и Испании, куда сообщал сведения о СССР шпионского характера и контрреволюционную на Соввласть. Являясь социально чуждым и враждебно настроенным к Соввласти, вел контрреволюционную агитацию против мероприятий проводимых Соввластью на селе, восхвалял фашизм и расстрелянных врагов народа Тухачевского, Уборевича и др. Систематически клеветнические измышления о политике Соввласти, распространял слухи о войне и неизбежной гибели Соввласти. На основании изложенного ОБВИНЯЕТСЯ: ЛУКЬЯНИН Петр Матвеевич…в том, что в письмах за границу сообщал сведения шпионского характера и к/р клевету о СССР. Имел связь с братьями ксендзом и арганистом, осужденными за контрреволюционную деятельность, систематически вел контрреволюционную агитацию, восхвалял фашизм и врагов народа Тухачевского, Уборевича и др., клеветал на вождей ВКП(б) и советского правительства, т.е. в пр. пр. ст. 58 п. 6 и 10 УК РСФСР...». Подробности «шпионской деятельности» Лукьянина известны из протокола его допроса, который вел начальник Унечского райотдела УНКВД по фамилии Суровягин: «Вопрос: Следствие располагает материалами что Вы за границу на языке экспиранте сообщали контрреволюционную клевету на Советскую власть, давали сведения об экономическом и политическом состоянии отдельных отрослей народного социалистического хозяйства СССР. Следствие предлагает Вам дать правдивые показания по этому вопросу. Ответ: Признаюсь, что в письмах которые я писал во Францию, и Швецию допускал запрещенную политическую информацию о СССР. В одном из писем во Францию к кустарям я сообщил географическое расположение ж.д. узла ст. Унеча и села Писаревка, так-же я сообщал в Швецию и указывал о мощности ж.д. узла ст. Унеча. В 1934 году в Испанию я писал о не урожае в сельском хозяйстве и о затруднении с хлебом. Теперь я понимаю, что мои сведения очевидно использовали со шпионской целью фашисты и в этом я признаю свою вину. Кроме этого следует указать, что в письмах ко мне из Франции и особенно Швеции обращались с просьбой что-бы я им сообщил что кушают крестьяне, как обстоит дело с культурой, имеют-ли крестьяне велосипеды, как относятся к колхозной работе. На эти вопросы я ответов за границу не писал». Вот такой была сущность «шпионской деятельности» сельского учителя Лукьянина. Сегодня, по прошествии десятилетий, подобного рода дела кажутся нам фантасмагоричным и нелепым абсурдом, однако, в 30-е годы по таким выдуманным на пустом месте обвинениям расстреливали тысячи и десятки тысяч «шпионов и врагов народа». П.М. Лукьянин был реабилитирован по решению прокуратуры Брянской области лишь в 1989 году. Все эти сведения были взяты из статьи в журнале «Урал», которую опубликовал там Валентин Лукьянин – сын расстрелянного. Хотелось было на этом закончить рассказ о трагической судьбе писаревского учителя П.М. Лукьянина, но тут на глаза попались еще строки, написанные его сыном. Они стоят того, чтобы их прочесть: «…Не был и мой отец невинной жертвой сталинизма, случайно попавшей (а мог бы благополучно отсидеться в сторонке) в жернова репрессивной машины, — был он носитель разума и здравого смысла, человек, абсолютно не «стадный» по характеру, учитель по профессии и просветитель по призванию. Он был принципиально чужд… Нет, не социализму, предполагавшему организацию общественных отношений на основе разума, гуманности и справедливости, а системе, которая создавалась в стране под видом социализма. Прокламируя высокие и благие цели, идеологи и стратеги «социалистического строительства» по-советски, с помощью полуграмотных служак типа Суровягина, направляемых их непосредственными начальниками (Генкин, Левинсон и им подобные), при своекорыстной помощи доброхотов вроде Вушлятого, при трусливом пособничестве «свидетелей», при молчаливом согласии запуганной общественности, эта система целенаправленно и успешно превращала граждан свободного общества в бездумную и агрессивную толпу. Эта толпа еще со времен римских прокураторов с энтузиазмом избавлялась от тех, «кто не с нами» («Распни его!» - это ведь толпа кричала Понтию Пилату), и отец просто не мог не стать ее жертвой. И механизмы толпы, и деятели, умело ими пользующиеся, и «верные Русланы», живущие инстинктами, и не стадные люди, которым «горе от ума», — это было тогда, это есть всегда, и это, увы, есть сейчас. Причем надобность именно в таком способе «решения» стоящих перед обществом проблем возрастает по мере того, как нарастает сложность тех проблем и становится все труднее находить рациональные их решения. Так было в период борьбы за советскую власть, на этапе форсирования индустриализации; к сожалению, и в войну тоже. …» |
#Нам35! Друзья! В рамках мероприятий, посвящённых 35-летию Унечского краеведческого музея, предлагаем вашему вниманию виртуальный журнал "35 необычных экспонатов музеев мира". Это интересно!
2. Сало, Финляндия. Закрытый из-за пандемии музей выставил экспонаты так, чтобы их было видно прохожим днем и ночью.
3. "Разобранный" Ford Model T в музее инноваций Генри Форда.
4. Volkswagen "Жук" затерялся среди сородичей. В этом музее работает кто-то с отличным чувством юмора.
5. Выставка в музее Пибоди в Эссексе, штат Массачусетс.
6. Выставка змей. Надпись: "Пожалуйста, не общайтесь на Парселтанге"
7. Берлинский музей, в котором есть "осязаемые" варианты картин для слепых.
8. Среди окаменелостей затерялась самая древняя из них — дискета.
9. В музее музыкальных инструментов выставлена воздушная гитара.
10. Мумифицированный динозавр в канадском музее.
Продолжение завтра...
|
По всей стране в ночь с 4 на 5 ноября пройдет Всероссийская, ставшая уже традиционной, Ночь искусств с общим хэштегом #ИскусствоОбъединяет. |
Залы нашего музея содержат немало интересных экспонатов. Заметное место в их ряду занимает кремниевое ружьё – одно из первых огнестрельных орудий в российской армии. Это гладкоствольное ружьё с кремниевым замком, в котором воспламенение заряда производилось при помощи искр, высекаемых укреплённым в замке кремнем при ударе его об огневую пластинку. Скорость стрельбы – 1 выстрел в минуту. Ружьё украшено медными пластинами с чеканкой с изображением растительного узора. Длина ружья – 134 см, ширина приклада – 14 см. С кремнием человек познакомился ещё в каменном веке, использовал его для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремневые ножи). Оружию с ударным замком предшествовало ружьё с фитильным замком - знаменитые фитильные мушкеты с сильнейшей отдачей в плечо. Оно было неудобным и нескорострельным. Но эволюция оружия не стояла на месте, и ударно-кремневый замок пришёл ему на смену. Оружие совершенствовалось в маленьких мастерских, где трудилась обычно вся семья. Они выполняли не только государственные, но и частные заказы. Спрос на огнестрельное оружие возрастал, было много заказов. Это способствовало развитию оружейного искусства. В XVIII веке оно достигло значительных высот. Прославленные мастера-оружейники получали заказы от монарших особ и богатейшей знати на изготовление очень дорогого оружия с великолепной отделкой. В XVI – XIX веках кремниевое оружие стояло на вооружении во всех странах мира. В России использовалось кремниевое ружьё от 17,5 до 21,5 мм калибра весом от 4 до 5,6 кг. Прицельная дальность выстрела кремниевого ружья по отдельно стоящему человеку от 40 до 100 м. В середине XIX века на смену кремниевому ружью пришли ружья с капсюльными замками. Усовершенствование оружия продолжалось. |
В рамках Всероссийской Недели белой трости Унечский краеведческий музей принимал у себя гостей из Унечского отделения ВОС. Для слабовидящих посетителей была проведена развернутая экскурсия по залам музея. Гости познакомились с древней историей нашего района, выслушали подробный рассказ о строительстве железной дороги и станции Унеча, о борьбе наших земляков с фашистами в годы Великой отечественной войны. Экипировка древнерусского война, старинное оружие и фонари железнодорожного обходчика – все было интересно нашим гостям и вызвало вопросы по ходу общения. Люди, ограниченные по здоровью, не потеряли вкус к жизни и оказались благодарными слушателями. Мы признательны руководителю Унечского МО ВОС Трифоновой Е.А. за активное сотрудничество. |
26 октября для ребят 3а класса школы №3 (классный руководитель Лысенко А.П.) был проведен музейный урок «В гости к древнему человеку». С помощью диорамы «Стоянка древнего человека» ребята познакомились с историей расселения древних людей на территории края, с условиями их жизни в разные периоды каменного века. Экспозиция музея и коллекции из фондов позволили учащимся погрузиться в те далекие времена: подержать в руках топор древнего человека, узнать, что такое нуклеус, для чего служил тёрочник, а также с помощью самого артистичного одноклассника Максима попробовать передать внешний вид древнего человека. Ребята порадовали любознательностью, интересом к тому далекому времени и профессии археолога, помогающей нам узнавать прошлое по вещественным источникам. Занятие было проведено в рамках музейно-педагогической программы, рассчитанной на весь учебный год. |
Сегодня мы представляем вам один из ярких экспонатов нашего музея – рушник, вернее рушники, богатая коллекция которых представлена в экспозиции Унечского музея. Рушник, а еще ручник, утирник, рукотерник, утиральник – полотенца из домотканого холста, льняного, а чаще конопляного (посконного), которые использовались в быту, для украшения жилища и совершения обрядов. Это предмет народной культуры славян, в большей степени восточных. Его использовали на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, как оберег. Традиционные размеры рушника – 30-40 см в ширину и от 3-х и более метров в длину. Для украшения рушника наши прабабушки использовали вышивку, кружево, узорное ткачество. Рушники были подорожные (давался путнику в дорогу), пасхальные (на нем выносили куличи), родильные (на него принимали в родах младенца), свадебные (ими скрепляли в прямом смысле союз новобрачных, связывая ими руки, а еще, стоя на рушнике, молодые венчались в церкви). При вышивке на рушниках использовались разные узоры и символы: петухи, голуби, лебеди, орлы, олени, кони, розы, лилии, виноград. Основу задавали геометрические узоры: ромбы, круги, зигзаги, прямые и волнистые лилии. Основными цветами в изготовлении рушников в нашей местности были красный и черный на белом фоне. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность и имеют значение оберега. Помещая на рушниках изображения солнца, птиц, деревьев, женские фигуры, наши далекие предки верили, что они принесут счастье и охранят от бед. Рукодельницы, садясь за изготовление рушников, придерживались примет и правил: - ткали рушники обычно в феврале (призывали весну) - начинали с утра в четверг (работа будет спориться) - садились за работу с чистыми руками и мыслями - мелкие огрехи при вышивке не исправляли – жизнь не бывает гладкой - изнанка должна быть аккуратной – чтоб о семье не сплетничали и т.д. Сейчас рушники можно увидеть только в музеях, а еще они сохранились в деревнях и селах у старшего поколения как семейная реликвия. |
Унечский краеведческий музей связывает давнее сотрудничество с Центром реабилитации детей – инвалидов. Мы всегда рады предложить ребятам с ограниченными возможностями здоровья интересную экскурсию, интерактивное занятие. На этот раз в рамках благотворительной акции «Осенняя неделя добра» ребята посетили выставку живых экспонатов «Опасные и прекрасные». Дети увидели представителей разных континентов и стран: маисового полоза, который еще называется красной крысиной змеей, бородатую ящерицу, целое семейство пауков – птицеедов, которые, как узнали ребята, птиц в общем-то и не едят. А еще можно было покормить сухопутную черепаху, африканского ежика и тигрового питона, рассмотреть ядовитого черного скорпиона. Ребятам рассказали об образе жизни и повадках этих животных и насекомых. |