» » »

Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.

Н.А.Голик,

директор Унечского краеведческого музея.

Брянская обл., г. Унеча

 Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский.

Сто лет назад был в селе Семешково, что на Стародубщине (ныне Унечский район) глубокий родник, наполненный текучею прозрачною водою, которую жители считали лечебной. Ходили легенды, что родник целебный потому, что его в давние годы благословил святой человек – Феодосий Углицкий.

Действительно, в конце 17 века селом Семешково некоторое время владел архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Феодосий Углицкий. В 1696 г. в книге Стародубского магистрата была записана купчая на покупку за 1000 золотых Стародубским писарем Федором Подлеским имение Семешково с «млыном, полем, двором и винницею» у архиепископа Феодосия.

Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, известный церковный деятель 17 века, является центральным образом в сонме Черниговских святых.
Почитание его, как святого, началось задолго до официальной канонизации.

И даже сейчас часто можно услышать рассказы земляков приезжим гостям о том, как в 1986 году святитель Феодосий сохранил Чернигов от "Чернобыля", как ныне черниговский чудотворец хранит жителей от бед и напастей, как в сложные, критические моменты жизни он приходит на помощь людям.

Святителю Феодосию всегда усердно молились и молятся православные христиане, прежде всего на черниговской земле.

При устойчивом почитании образа Феодосия Углицкого, его земной путь для многих современников остается неизвестным.

Я сегодня хотела бы немного рассказать о этом замечательном человеке и остановиться на некоторых до сих пор оставшихся спорными моментах из его биографии.

Одним из них является, например, место рождения будущего святителя.

Существует ошибочное  мнение, согласно которому Феодосий Углицкий родился в с. Семешково на Стародубщине или в Чернигове.

 Необоснованным нужно считать и предположение, что он мог происходить из российского города Углича. Версия эта выросла из мнимого созвучия слов Углицкий и Углич.

На самом деле, Феодосий Углицкий родился на Правобережной Украине в Подольском воеводстве Речи Посполитой приблизительно во второй половине 30-х годов XVII столетия.

 Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Остается открытым вопрос о его родителях. Прежнее мнение о том, что ими были иерей Никита и Мария, тоже не находит документального подтверждения. Возможно, так звали его деда и бабушку.

 Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным.

Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный».

Образование получил в Киево-Братской (Могилянской) коллегии при Киевском Богоявленском монастыре.

В середине 1640-х годов в Киево-Могилянской коллегии собрался достаточно сильный преподавательский состав, подготовленный по высоким научным и образовательным меркам того времени. В 1650 году ректором коллегии стал Лазарь Баранович, впоследствии знаменитый Черниговский архиепископ. Он оказал огромное влияние на развитие церковной жизни в Украине во второй половине 17 века и на умственное, духовное развитие известных церковных деятелей того времени. Несомненно его влияние и на Феодосия Углицкого.

Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся ученые и пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский и др.

Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов.

Безусловно, Феодосий Углицкий был свидетелем этих судьбоносных для Украины событий. Неизвестно, когда он окончил курс обучения в Киево-Могилянской коллегии. Из источников видно, что святитель Феодосий владел церковнославянским, украинским, латинским и польским языками.
Во второй половине 17 века помнили, что он "был муж благоразумен и благотворящ  Киевскому братскому монастырю", при котором существовала коллегия. Наверняка, и учеба и годы, проведенные здесь, оказали самое благоприятное влияние на формирование Феодосия как личности, духовно укрепили его, подготовили к будущей пастырской стезе.
Неизвестно, когда именно будущий черниговский святитель стал монахом. Вероятно, уже во время обучения он принял постриг и навсегда посвятил себя высокому призванию служения Богу и людям.
   Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святитель, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдаленном Крутицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Около двадцати четырех лет Феодосий управлял древней Выдубицкой обителью.

За это время ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России.

 Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу и вскоре  клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение, о чем свидетельствует грамота, в которой царь Алексей Михайлович их "милостивым своим словом обрадовать изволил".

 Сколько нужно было ума, рассудительности и прозрения, чтобы не стать жертвой политических интриг, клеветы, подозрения в историческом круговороте тех времен.

Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разоренный униатами, к должному благоустроению.

Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своем монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Заботясь об устроении монастырского хозяйства, Феодосий всегда был внимателен к подданным обители, старался организовать правильное и прибыльное ведение ими своего хозяйства

В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря

Елецкая обитель была в числе наиболее почитаемых святынь Черниговщины.

Ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течении двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего ее существование.

 Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии.

В 1692 году,  в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

 В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией.

 Но лишь два года оставалось его земной жизни. Однако за этот непродолжительный срок им было сделаны значительные усилия по улучшению благосостояния епархии. Особенное внимание святитель Феодосий обращал на поддержание духа истинного христианского благочестия среди пасомых. Он заботился о восстановлении прежних и устроении новых монастырей и храмов.

 Уже 11 октября 1693 года архиепископ Феодосий выдал Марии Сулимовой, вдове Стародубского полковника Семена Самойловича, грамоту, которой благословил ее построить женский монастырь на земле, купленной ею вместе с покойным мужем. Для обители был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященный святителем Феодосием. В 1694 году владыка Феодосий благословил основание Любецкого Антониевского скита.

 Кстати, предположительно в это же время он провел Божественную литургию в Свято-Аннинской церкви  в Стародубском селе Чубковичи, о чем свидетельствует табличка под иконой святителя в этом храме.

Осенью 1693 года и в течение 1694 года архиепископ Феодосий Углицкий, как свидетельствуют сохранившиеся документы, активно занимался хозяйственными делами огромной Черниговской епархии. Благодаря личному авторитету, налаженным отношениям с казацкой старшиной и лично с гетманом Мазепой, Феодосию удалось уладить множество запутанных хозяйственных дел.

 При этом Черниговский святитель проявлял мудрость в житейских делах, соединяя экономическую целесообразность с христианской добродетелью.

К сожалению, немногие грамоты Феодосия Углицкого сохранились и дошли до нас. Но все-таки, по ним можно попытаться составить общее представление о нем, как о пастыре-наставнике. В этих немногочисленных грамотах отобразились воля, характер и рассудительность владыки. Святитель Феодосий перед принятием решения и отдачи указания хорошенько обдумывал дело, советуясь и выясняя ситуацию

Вот, например, архиепископ Феодосий очень внимательно разобрался в деле дочери Стародубского полковника Петра Рославца (1667-1673) Агафьи. Она была еще ребенком, когда умер ее отец. Все наследство досталось брату Агафьи - Самойлу. Когда она выросла и вышла замуж за стародубского священника Федора, то обратилась к брату, чтобы тот выделил ей часть наследства отца. Но он наотрез отказался это делать. Благодаря вмешательству в дело архиепископа Феодосия, справедливость была восстановлена.
 Отличительными чертами личности святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, - не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвел его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

По поводу даты смерти  Феодосия Углицкого тоже до сих пор нет единого мнения. Наиболее вероятно, что скончался святитель 7 февраля 1696 года.

 Его тело было торжественно погребено в Борисоглебском кафедральном соборе Чернигова за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.

 

Канонизации святых всегда предшествует вера людей в их помощь и заступничество. Доказательством святости человека умершего являются его нетленные останки - мощи, но только в том случае, когда при останках, около погребений или могил происходят чудеса.

 Вскоре обнаружилось нетление мощей Феодосия и стали распространяться вести о совершающихся у гроба его чудесах, что привлекало к нему множество богомольцев.

Существует народное предание, записанное в середине 19 века, что первым человеком, испытавшим на себе чудодейственную помощь святителя Феодосия Углицкого, был его преемник на Черниговской кафедре Иоанн Максимович.
Предание говорит следующее: преосвященный Иоанн Максимович тяжело заболел горячкой. Находясь в полуобморочном состоянии, он неожиданно распорядился немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а на утро приготовиться к его служению литургии в храме.
Окружение святителя Иоанна решило, что он бредит, и не хотело исполнять его приказание. Но после настойчивых требований архиерея, все было исполнено в точности. На другой день святитель Иоанн, совершенно здоровый, действительно служил литургию и потом объяснил, что накануне ему явился святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра и будешь здоров".
 Преосвященный Иоанн распорядился устроить над гробом святителя Феодосия возвышенный кирпичный свод. Вход в него был сделан изнутри храма с узкой винтовой лестницей. Над входом в пещеру поместили портрет Феодосия Углицкого во весь рост. Под изображением находился панегирик, сочиненный Иоанном Максимовичем.

Подобный портрет с надписью находился в 19 веке в Воскресенской церкви местечка Седнев под Черниговом. До нас дошел снимок с этого портрета.

В левом верхним углу портрета находится герб святителя - окрыленное сердце, окруженное архиерейскими регалиями и инициалами.

 Именно этот портрет и стал основой для последующей иконографии святителя.

Случаи исцеления и другие чудеса, происходившие у мощей святителя Феодосия в 18 веке, вероятно, специально не фиксировались, то есть, не записывались. По крайней мере, нам об этом ничего не известно, хотя о нетленности мощей Феодосия Углицкого было хорошо известно в Чернигове и за его пределами.

Но с начала 19 века известны случаи записи чудес у раки Феодосия Углицкого. Так, протоиерей Петр Шишов, служивший при Борисоглебском соборе с 1812 года по 1852 год, делал короткие заметки, как ему казалась, наиболее примечательных случаев исцеления людей у мощей святителя Феодосия. Эти записи были найдены после смерти протоиерея среди его бумаг.
Например, он записал такой случай из рассказа очевидцев. Около 1808 года крестьянка Смоленской губернии от испуга стала немой. Вместе со своими земляками-паломниками она отправилась в Киев. Их путь проходил через Чернигов. Здесь больная поклонилась и приклалась к мощам святителя Феодосия. Тотчас к ней вернулся дар речи.

В 1813 году жена губернского предводителя дворянства Анна Васильевна Лизогуб рассказала протоиерею Петру Шишову о своих молитвах к святителю Феодосию с просьбой исцелить своего сына от болезни, которую врачи признали неизлечимой. Господь Иисус Христос совершил чудо по ее молитвам. Сын стал совершенно здоровым. В благодарность за великую милость к семейству Лизогубов, Анна Васильевна на свои средства обновила портрет святителя Феодосия, находящийся в соборе.

В 1834 году протоиерей кафедрального собора Петр Шишов в своей записке сообщал: "Всем, особливо же священству собора известно, сколь частые и многоразличные проистекали исцеления и чудеса от нетленных мощей в Бозе почившего преосвященнейшего Феодосия Углицкого, в соборе погребенного, о которых некоторого времени самими Черниговскими архипастырями приказано было собирать сведения и хранить в соборной ризнице, каковых уже и соборного от самих исцелившихся или их родственников не мало".
   Даже М.Кутузов неоднократно обращался в молитве к святителю Феодосию Углицкому. А в 1857 году император Александр II вместе с супругой Марией Александровной посетили Борисоглебский собор и поклонились гробу святителя Феодосия Углицкого. Это является неопровержимым фактом известности и почитания угодника Божия, как в среде простого народа, так и высших светских кругах, задолго до его канонизации.

Известие о черниговском чудотворце распространялось достаточно быстро. Единичные молитвенные обращения к нему сменились паломничеством к его святым мощам

  Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший Синод не спешил с решением этого вопроса.

В 1892 году Черниговский епископ Вениамин (Быковский) представил Св. Синоду более 60 случаев чудесных исцелений при гробе святителя Феодосия.
В 1894 году началось правление последнего Российского императора Николая II Александровича, будущего царя-мученика и первым же в его царствование в лике святых был прославлен Черниговский архиепископ Феодосий Углицкий.

 26 июня 1896 года Св. Синод Русской православной Церкви издал определение о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского.

 Торжество открытия святых мощей начались 5 сентября и продолжались до 10 сентября 1896 года.

Во все дни торжеств в Чернигове побывало около 150 тыс. богомольцев со всех концов Российской империи. С того времени Чернигов с мощами его покровителя стали местом паломничества.

  Высочайшими паломниками в Чернигов в сентябре 1911 года стали члены императорской семьи Николая II.

С окончательным установлением Советской власти в Чернигове и по всей Украине началось планомерное разрушение церковных структур, самой церковной жизни.
В 1919 году была закрыта Черниговская консистория.

 Прокатилась волна "освидетельствования мощей", в том числе и по черниговской земле. 17 февраля 1921 года V губернский съезд советов Черниговщины постановил раскрыть мощи Феодосия Углицкого.

Процедура освидетельствования мощей была проведена. Но она ничего безбожникам не дала. Мощи святителя Феодосия хорошо сохранились.

Но, несмотря на это, мощи  оставили необлаченными и вскоре поместили как экспонат в этнографическом музее, а в конце 1920-х годов их перевезли в Ленинград.
 Возвращение мощей Св. Феодосия в Чернигов произошло только после Великой Отечественной войны, в сентябре 1946года.

Но во время "хрущевского" гонения на Церковь они снова пострадали.

Власти распорядились убрать их в усыпальницу под собором, а вход в нее запретить. Верующие молились у закрытых дверей усыпальницы. И только в середине 1980-х годов мощи святителя Феодосия были возвращены верующим и теперь находятся в кафедральном Свято-Троицком соборе Чернигова.

Феодосий Углицкий жил целостной полнотой христианской жизни, далекой от крайностей, односторонности и радикализма. Он является перед нами трудолюбивым, деятельным, распорядительным пастырем, вникающим во все стороны жизни своей паствы.

 Своей земной жизнью он оправдал иноческое имя Феодосий - "данный Богу".

  Еще в  середине XIX в. в Унечском селе Семешково было видно место, где стоял дом Феодосия Углицкого и хозяйственные постройки. Как свидетельствуют документы «…помещик Стародубского  уезда села Семешкова, подполковник Василий Александрович Плешко владеет тем самым имением, которое первоначально было в обладании святителя Феодосия Угличского и имеет у себя подлинный универсал на это имение…

…Плешко уведомил, «…что место, где был дом, насыпи и погреба Святителя Углицкого, теперь заросли деревом, из сада же его остались только две огромные липы, от которых невдалеке и колодец Углицкий, ключ глубины коего более 9 аршин, всегда наполнен текучею прозрачною водою.

И что многие с верою приходящие получают облегчение от головных и глазных болей при нескольких омовениях».

Вот такой замечательный родник есть в наших краях.

К сожалению, на сегодняшний день от имения уже ничего не осталось.

Нам удалось установить лишь место расположения святого источника. Сейчас там устроен колодец, обнесенный заборчиком, который окрашен в тот же небесно-голубой цвет, что и деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая выше на холме, кстати, возведенная на месте старого храма, построенного помещиком Плешко, предком Василия Александровича.

 

Историография:

 

  •  Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православной Церковью. М., 2000. Февраль.
  •  Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое  описание Черниговской епархии . Чернигов, 1873. Кн.1.
  • Историко-статистическое  описание Черниговской епархии [Филарет (Гумилевский)]. – Чернигов, 1861.
  • Ханенко А. Святитель Феодосий Углицкий. Историко-биографический очерк // Прибавление к Черниговским Епархиальным Известиям. 1868. №11; №12.
  • Ханенко А. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский // Прибавление к ЧЕИ. 1878. №13.
  •  Бородулин Г. Вопрос о месте родины святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // ЧЕИ. 1896. №23.
  • Бородулин Г.  Заметка о времени рождения святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского // Прибавления к ЧЕИ. 1897. №3.
  •  Бородулин Г.  О времени наречения и хиротонии св. Феодосия Углицкого в архиепископа Черниговского // Прибавление к ЧЕИ. 1897. №7.
  • Милорадович Г. Родословная книга Черниговского дворянства. СПб., 1901. Т.2. Ч.6.
  •  Модзалевский В. Малороссийский родословник. К., 1914. Т.4.
  • «Черниговские Епархиальные Известия», 1864, 1865, 1871, 1878, 1892, 1896 гг.
  • Прибавления к Черниговским епархиальным известиям от 1 марта 1867г.            
  • «Черниговские Епархиальные Ведомости», 1898 г., №10.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. //Изд. П.П. Сойкина. – СПб., б.г. – Т.2.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896-1913. – Т.25.
  • Тарасенко А.Ф.Святитель Феодосий Архиепископ Черниговский­ -  Дубно : Мелисса, 2005.

 

 

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 3635 | Комментарии: 5 | Теги: Архиепископ, Феодосий Углицкий, святитель, Церковь, Чернигов | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 4
4 Александр  
Цитирую Валерию: «1. К роду Полоницких имел отношение только по свойству - его сестра Магдалена\ Маргарита вышла замуж за Евстафия Полоницкого, писаря Каневского полка».

Добавлю, что у В.Л. Модзалевского в Малороссийском родословнике Т.4 написано:
«1. Евстафiй Полоницкiй, Каневскiй полковой писарь (1663); 30 марта 1663 г. нобилитованъ польскимъ королемъ Яковомъ-Казiмиромъ.
Ж. Маргарита Никитична. ….., дочь священника, родная сестра святителя Феодосiя Углицкаго († 5 февр. 1696 г.)».

3 Валерия  
К словам: Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких.

1. К роду Полоницких имел отношение только по свойству - его сестра Магдалена\ Маргарита вышла замуж за Евстафия Полоницкого, писаря Каневского полка

1. Род Полоницких не такой уж был и древний Евстафий Полонецкий (Полуницкий) - Шимко (?-1658-1663- до 1693), так же, как и его жена Магдалина (Маргарита) родились на Правобережной Украине, предположительно недалеко от сс. Уланово и Углы (предположительная родина св. Феодосия), что на Подоле, в Подольском воеводстве Речи Посполитой.

Евстафий Полуницкий в начале свое "карьеры" служил польским королям и только 30 марта 1658 г. был "нобилитован за верную службу" Яном Казимиром.
Album armorum nobilium Regni Poloniae XV-XVIII saec. Herby nobilitacji i indygenatow XV-XVIII w. Opr. B. Trelinska. Lublin, 2001. S. 319.
Герб: два болта [стрелы для арбалета] на крест сложены, через их середину идет сабля, в красном поле.
Оригинальный нобилитационный диплом находится в Библиотеке Литовской Академии Наук (сигнатура PK 2-17)

3. Скорее всего мирское имя св. Ѳеодосия начиналось на Ѳ, ѳ (фита) - Ѳеодоръ, Ѳома, Θедот, такова была практика присвоения монашеских имен в те времена.
Ф.Б. Успенский Из истории имянаречения...

4.Поминальный список рода Феодосия Углицкого в синодике Выдубицкого монастыря: "Помяни Господи рабов своих иерея Никиту, Марию, Патапия, Созонта, Домнику, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию (2-жды), Петра, Февронию, Агафию, Василия, Параскеву, Анну (2-жды), Иоанна (2-жды), Еврокию, Филона, Анну (2-жды), иерея Евстафия, Исаакия, иерея Иоанна, Палагею, Феодора, иеромонахов Прохора, Иоанникия, иереев Николая, Дометиана, Екатерину, Фому, Магдалину, Стефана, Тихона, Нестора, Марию, Анастасию, Христофора, Меланию, Иоакима, Феодора (2-жды), Анну, Екатерину, Иоанна" //Бородулин Г. Памятники о св. Феодосии Углицком, хранящиеся в Киевском Выдубицком монастыре //Прибавления к ЧЕИ. 1898. №10. С.411-412. //Тарасенко А.Ф

5. "Помяни Господи рабов своих Никиту, Марию, Патапия, Созонтия, Созонтия, Домникию, Михаила, Герасима, Григория, Евдокию, Евдокию, Евдокию, Петра, Февронию, Анну, Агафию, Параскевию, Иоана, Иоана, Иоана, Евстафия, Магдалину, Василия, Василия, Исакия, Стефана, Феодора, Сергия, Феодосию" //Синодик Любецкого Антониевского монастыря / факсимиле. Чернигов, 1902. л. 22 об.

1 Ирина  
Добрый день! К словам "Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Остается открытым вопрос о его родителях. Прежнее мнение о том, что ими были иерей Никита и Мария, тоже не находит документального подтверждения. Возможно, так звали его деда и бабушку." — Как я понимаю, документальное подтверждение всё же есть, и не одно. Свидетельство преподобного Алексея Голосеевского и — позднее — запись в синодике Киево-Выдубицкого монастыря.
С уважением, Ирина.

2 unechamuzey  
0
Спасибо большое, Ирина, за Ваш комментарий. Мы не располагали при написании статьи этими сведениями. Будем благодарны за ссылку на указанные источники.

Имя *:
Email *:
Код *: